Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гаврилова Е.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения

Библиографическое описание:

Гаврилова Е.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена недостаточным количеством игровых пособий для детей со зрительной патологией. Поэтому воспитателям в детском саду приходится проявлять фантазию, создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: сенсорное развитие, нарушение зрения, тактильная чувствительность, восприятие, дидактические пособия.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия. Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. При неполноценном зрительном восприятии нужна постоянная опора на осязательное и слуховое восприятие. Совместная работа неполноценного зрительного анализатора с кожным и двигательным анализаторами обеспечивает более высокий эффект при восприятии изображений.

Развитие дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы педагогов и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек. Проблема, возникающая при их подборе для детей, имеющих патологию зрения, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. В основном - это печатные, бумажные игры, которые не очень практичны, быстро приходят в негодность. Поэтому, воспитателям в детском саду приходится проявлять фантазию, создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

· предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания;

· сделаны из натурального практичного материала;

· просты и удобны в обращении;

· крупные и яркие;

· многофункциональные.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их можно использовать для развития зрительного восприятия, тактильной чувствительности, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, познавательного развития.

В виду того, что данная проблема недостаточно освещена в литературе, методических пособиях, некоторые дидактические игры приходится разрабатывать самостоятельно, а традиционные игры адаптировать к слабовидящим детям. Хочу поделиться с вами своей разработкой. Это многофункциональный комплекс для сенсорного развития детей со зрительной патологией. Комплекс - двусторонний, вариантов игровых заданий – множество, что дает воспитателю проявить свою фантазию, компетентность и профессионализм (рисунок 1).

Многофункциональный комплекс

для сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения

Рисунок 1

Для слабовидящего ребенка осязание - главный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре, поверхности предметов и их пространственном положении. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений.

Предлагаю вашему вниманию игру для развития тактильных ощущений «Сенсино». Она расположена на одной из сторон комплекса (рисунок 2).

Игровая задача: на ощупь найти соответствующую пару к каждой магнитной фишке. Это могут быть: цифры, фигуры, поверхности, силуэты животных. Фишка определяется с помощью стрелки и крутящегося барабана. Яркая окраска фишек у детей с дефектным остаточным зрением вызывает положительные эмоции и содействует развитию у них цветоразличению.

Рисунок 2

Игра развивает:

· тактильное восприятие ребенка,

· зрительную и тактильную память,

· способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, цифр, поверхностей, силуэтов животных.

Области применения:

· коррекция и развитие сенсорной сферы ребенка;

· работа по коррекции и развитию тактильного восприятия.

На обратной стороне комплекса – две магнитные доски, имеющие зеленый (успокаивающий) и оранжевый (стимулирующий) цвет для детей с миопией и гиперметропией. Кроме того, работа на мольберте рекомендована детям со сходящимся косоглазием (рисунок 3).

По центру расположена пробковая доска, на которой можно прикрепить картинки по теме с помощью молоточка и гвоздиков.

Внизу комплекса находится бизиборд «Дорожки» для развития глазодвигательных, прослеживающих функций глаз и мелкой моторики.

Варианты игр:

· Магнитные пазлы

· Игра «Молоточки»

· «Выложи дорожку по образцу»

· «Какая машина едет вправо, влево?»

· «Проведи дорожку»

· «Угадай по описанию»

· «Отгадай загадку- выложи отгадку

· из геометрических фигур»

· «Чей путь?» и др.

Рисунок 3

Рекомендую использовать на коррекционных занятиях по теме «Транспорт».

В процессе коррекционного обучения дети занимаются с большим удовольствием. Этот интерес поддерживается с помощью дидактических игр и игровых заданий.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства сенсорного развития детей, обучения навыкам тактильного обследования и интеграции в самостоятельную предметно-практическую деятельность. Можно рекомендовать воспитателям специализированных дошкольных учреждений шире использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию у детей навыков тактильного (осязательного) обследования, как со слабовидящими детьми, так и со зрячими дошкольниками для более полного и активного познания окружающего мира.

Список литературы1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985.

2. Дефектология // журнал №1, 2002 г.

3.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990.

4. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения дошкольного возраста./под ред. Сумарокова И.Г. – Н. Новгород: Перспектива,2004.
2023