Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Клушина О. В. Формирование основ духовно-нравственного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через ознакомление с родным городом

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Тема духовно ­– нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В последнее время в нашей жизни наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», залог ее будущего развития. Определение процесса воспитания оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется недостаточностью исследования темы нравственного воспитания, нет специальных программ в заданном направлении, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В настоящее время базовым этапом формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций, действия.
Цель моей работы: «Формирование образа духовно – нравственного отношения и чувства принадлежности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу».
Работу по формированию у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья духовно – нравственных качеств должна вестись систематически, планомерно по разным направлениям, решая следующие задачи. Образ Я: углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем; воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, ответственность за младших, уважение и помощь старшим. Моя семья: воспитывать у ребёнка чувства любви, привязанности и гордости к своей семье; углублять представления ребенка о семье и ее истории; расширять представления детей о профессиях родителей. Мой детский сад: продолжать формировать интерес к детскому саду; привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, коллекций, конструкторских мас­терских и др.) расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Родной город: расширять представления о родном городе (о достопримечательностях, культуре, традициях, о замечательных людях, прославивших свой город); воспитывать любовь к своему городу.
Первый этап работы включает в себя сбор диагностических данных, изучение и анализ содержания психолого-педагогической литературы, методических, учебных пособий, выбор направления работы по данной теме.
В начале работы провела диагностирование детей с ОВЗ, с целью выявления знаний и представлений об истории и достопримечательностях родного города, составила анкету и провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о родном городе. Мной были выявлены следующие проблемы:
- дети владеют недостаточной информацией о родном городе;
- отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;
- родители не уделяют должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми по формированию их духовно – нравственных качеств через ознакомление с родным городом.
Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Для изучения проблемы по воспитанию у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств, в своей работе использую рекомендации современных отечественных педагогов.
Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика». Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, раскрыли С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина. Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова. Н.В. Алёшина посвятила свои работы проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него и Отечества.
Опираясь на труды отечественных педагогов, пришла к выводу о необходимости включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в познавательную, осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы расширить свои знания об истории своего города, стать настоящими патриотами своей страны. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской, поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Второй этап включает пополнение и обновление предметно- пространственной среды, обучение детей методам и приемам по воспитанию духовно – нравственных качеств через ознакомление с родным городом.
Проанализировав диагностические результаты, поставила перед собой цель: создание условий знакомства детей с родным городом через развивающуюся среду и положительные эмоции на индивидуальных способностях каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Создала для детей психологический комфорт в группе, помогающий повысить интерес к истории родного города.
·          Перспективное планирование по формированию у детей духовно – нравственных качеств.
·          Перспективный план по знакомству детей с родным городом.
·          Конспекты экскурсий к достопримечательностям города.
·          Для создания интереса к истории родного города, оформила в группе уголок нравственно - патриотического воспитания, в котором представлены познавательная литература, тематические альбомы, фотоальбомы, дидактические игры. Все игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. В Самостоятельной деятельности дети с удовольствием в них играют, рассматривают картинки, иллюстрации, семейные фотографии.
Чтобы увлечь детей в эту деятельность, надо преподнести материал интересно, доходчиво, эмоционально, начиная с ближнего окружения и постепенно расширяя их круг знаний. Я пришла к выводу, что успешность воспитания патриотических чувств через знакомство с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. На что я и стала уделять огромное значение.
Работая по направлениям «Образ Я», «Семья» провожу беседы, где дети рассказывают о себе, своих родителях, близких и дальних родственниках. В качестве наглядного дидактического материала с помощью родителей были оформлены тематические альбомы: «Генеалогическое древо моей семьи», «Какой - Я», «Дом, в котором я живу». Ежегодно организую работу по изготовлению семейных газет: «Милая мамочка моя», «Мой любимый папа». Провожу тематические вечера, развлечения с привлечением родителей, где они рассказывают о своих профессиях и увлечениях. Также, совместно с инструктором по физической культуре, ежегодно организую спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!», туристические походы с детьми и их родителями.
Направление «Детский сад». Для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению даю детям представления, знания о детском саде, о людях, работающих в нём. Для этого, с младшего дошкольного возраста, провожу экскурсии по детскому саду, знакомлю детей с расположением различных помещений, с сотрудниками, с условиями и особенностями их труда. В нашей группе есть традиции, такие как «День именинника», «День рождения детского сада», где активными участниками являются дети и их родители. Так же, традицией стало оформление стенгазет для родителей «Интересно мы живём», в которых вместе с детьми, со стихами и фотографиями, рассказываем о наших делах в группе, о мероприятиях детского сада, участниками которых были мои воспитанники. Для формирования дружеских взаимоотношений, воспитания чувства гордости, понимания целостности группы придумали и создали герб нашей группы.
Следующее направление «Родной город». Знакомство дошкольников с родной страной начинается с ознакомления, изучения родного города: с его улицами, домами, памятниками, достопримечательностями, с его историей.
Для этого провожу экскурсии и целевые прогулки. Целевые прогулки в магазин, школу, библиотеку, на почту или стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. Экскурсии по улицам города, к памятникам боевой славы, дают представления о героях-североморцах в дни Великой отечественной войны, в честь которых были названы многие улицы нашего города, о достопримечательностях нашего города. С детьми старшего дошкольного возраста систематически посещаем Музейно-выставочный комплекс г. Североморска, где дети узнают об истории создания нашего города, о замечательных известных людях, прославивших свой город, о художниках нашего города и их творчестве. В ходе каждой экскурсии веду фотосъёмку, для последующего оформления газет для родителей.
Знакомлю детей с произведениями художественной литературы: рассказами, стихами, посвящёнными нашему городу, со сказками о гербах городов Мурманской области. Совместно с детьми изучаем познавательную литературу, просматриваем презентации, работаем с мнемотаблицами по ознакомлению дошкольников с символикой города Североморска, что помогают детям лучше узнать и полюбить свой город. Для расширения и закрепления знаний о родном городе: применяю дидактические игры и пособия: «Собери целое и назови здание», «Знаешь ли ты памятники нашего города», «Сложи герб нашего города» и др.
При ознакомлении с историей города организую поисковую деятельность. Так, например: в ходе реализации проекта «Мой родной город», дети совместно с родителями искали информацию об истории названия улицы, на которой они живут и оформляли страничку для рукодельной книги «История моей улицы».
Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Совместно с детьми изготовили макет главной улицы нашего города – улицы Сафонова. Данный макет активно используется в дидактических целях, и в игровой деятельности. Учу детей ориентироваться по увеличенной карте-схеме отдельных частей города, находить знакомые объекты, прослеживать дорогу от дома до детского сада. Организую игры-путешествия, где дети в роли экскурсоводов рассказывают о достопримечательностях, улицах, памятниках города, об официальных символах города. Совместно с детьми создали и постоянно пополняем коллекцию магнитов «Города России». Привлекла родителей к созданию мини-музея «Российский флот», который находится у нас в группе, и состоит из фотографий об истории создания флота, современных фотографий Северного флота, разных предметов и атрибутов морского флота. Полученные знания и впечатления дети отражают в рисунках, в результате оформили альбомы с рисунками детей, в игровой деятельности.
Необходимо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, и своей страной.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов, особенно для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе я пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной.
·          Рассказ сопровождался наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.
·          В процессе рассказа обращалась к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому.
·          Не называла дат, т.к. они затрудняют восприятие материала. Использовала в своей речи такие выражения: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы». Использовали доступную для детей лексику, объясняли значение незнакомых слов.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального раз­вития, воспитывает разнообразные потребности и способнос­ти, содействует сотворчеству детей и взрослых. Детям, начи­ная с дошкольного возраста, нужно показывать на живых приме­рах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры.
·          Родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной город».
·          Совместно с родителями организовывала экскурсию в городской парк, в МЧС г. Североморска.
·          Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей, любить и беречь родной город».
·          Консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Отдыхаем всей семьёй».
Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что способствовало лучше узнать историю родного города, вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для собственных детей.
Практика моей работы показала, что использование деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.) Информация, полученная таким путем, более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни. Этим и характеризуется степень новизны моего методического опыта, в процессе которого мои воспитанники смогли расширить свои знания о родном городе, стать настоящими патриотами своей страны.
Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволило создать в группе воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции духовно – нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.
Главный результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Библиографический список
·          Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савелтева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192с.
·          Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под редакцией Нелетова И.З. Философия / И.З. Нелетов. - М.: ИНФРА - М, 2013. -400с.
·          Дженкинс, Пегги Дж. Воспитание духовности у детей / Перев. С англ. - М.: ООО Издательский дом «София», 2014. - 244с.
·          Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. -112с.
·          Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович - М.: Институт практической психологии. 2011. -532с.
·          Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. Текст./А.Г. Асмолов - 2-е изд., переработан М.: Смысл. 2011.-415с.
·          Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие.- Москва, ТЦ Сфера,2007.


2020