Актуальные вопросы начального общего образования

Яюс Т.Ю. Выявление трудностей письма у первоклассников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушение звукопроизношение, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.
Прежде чем строить работу по формированию каллиграфических навыков в 1 классе, необходимо выявить трудности письма у первоклассников. Обследование навыков письма у первоклассников я осуществляю с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текста. При этом использую различные методы и методики по исследованию у учащихся навыков каллиграфического письма:
-наблюдение;
-беседа;
-анализ продуктов деятельности;
- методика А.Л Венгер, С.А Бугрименко «Готовность ребенка к школе»;
- методика Д.Б Эльконина «Графический диктант»;
- диагностика сформированного коммуникативного компонента Г.А Цукерман (задание «Рукавички»).
Наблюдая за своими первоклассниками, замечаю, что дети испытывают некоторые трудности в написании букв и их соединений. Особенно это касается детей, которые при поступлении в первый класс не умеют читать, не знают букв и цифр. Для них процесс обучения заметно затягивается, процесс школьной адаптации проходит очень тяжело.
После трёх недель обучения (сентябрь) провожу анкету: «Адаптация первоклассника». Цель данной анкеты: выявить и оценить уровень школьной адаптации. Ребятам предлагаю ответить на десять вопросов, которые оценивались от нуля до трёх баллов. А так же провожу анкету для родителей первоклассников. Им тоже предлагаю ответить на одиннадцать вопросов. Цель анкеты: выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период, и использовать результаты в практической деятельности по сплочению детского коллектива и повышение и повышению мотивации к учебной деятельности. По результатам обработки анкет получаю следующие данные, фиксирую уровни: высокий уровень, средний, удовлетворительный и очень низкий.
По результатам анкетирования в начале учебного года видно, что большинство учащихся адаптировались к новым условия жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Первые недели обучения в школе выявляю группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют средний уровень сформированного познавательного интереса, овладели слоговым чтением. С ними провожу отдельные занятия по плану. У остальных детей процесс слогового чтения проявляется лишь в ноябре. Выясняется, что процесс обучения письму тоже даётся этим учащихся с большим трудом. На это есть объяснение: у большинства учащихся несформированное зрительно-пространственное восприятие, медленный темп, помноженный на тревожность от ожидаемой неудачи. Ситуация осложняется и такой незначительной на первый взгляд причиной - ребенок неправильно держит ручку. Это сковывает движения, а в сочетании с трудностями зрительно - пространственного восприятия приводит к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения отмечается выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.
При анализе продуктов деятельности детей, а именно их школьных тетрадей тоже можно выявить проблемы при письме. Некоторые дети не понимают границ разлиновки тетрадей, от этого страдает наклон букв и соединения. Также можно наблюдать, что большое количество детей имеет проблемы с соединениями букв. Например, при изучении заглавных букв Ш и Ж, при написании их с буквой И были проблемы в том, что дети не соблюдают правила соединения букв и получались либо написанный слог ШИ слишком узким, либо без соединения, то есть не возможно разобрать где буква Ш и буква И.
Методика А.Л Венгер, С.А Бугрименко «Готовность ребенка к школе» провожу с использованием задания «Водитель». Ученикам читаю инструкцию по выполнению задания. Проведенная диагностика показывает результаты.Данные этих результатов говорят в целом о том, сколько детей в классе по физиологическому показателю развитие мелкой моторики руки не готовы к письму. И на это есть объяснение: в наш современный век многие родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики руки.
Методика Д.Б Эльконина «Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно воспроизводить на листе бумаги заданного направления линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
По умению принять и удержать учебную задачу, действовать самостоятельно по заданному условию дети показывают более низкий результат, они оказываются не готовыми действовать по инструкции учителя, что затрудняет у них формирование каллиграфического навыка и обучение грамоте в целом.
Диагностика сформированного коммуникативного компонента Г.А Цукерман (задание «Рукавички). Цель данной диагностики: выявление уровня сформированного действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
В результате проведенного исследования делаю общий вывод о том, какой группе учащихся, требуется наибольшая помощь в формировании каллиграфического почерка, а каким требуется поддержка в успешном обучении и в дальнейшем совершенствовании своего каллиграфического почерка.
Список использованной литературы:
1.А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Методическое пособие /Диагностика М.: Просвещение, 2010
2. М.М. Безруких Трудности обучения в начальной школе: Причины,диагностика, комплексная помощь / трудности обучения чтению и письму / М.М.Безруких.- М.: Эскимо, 2009.- 464с.
E-mail: t.yayus@yandex.ru
2017