Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гулянич О.Е. Использование метода функционального биоуправления по обучению детей диафрагмальному дыханию в условиях логопедического пункта


Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В чем отличие речевого и «обычного» дыхания? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемый дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, сообщающегося с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
В связи с реализацией национального проекта «Образование», внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, с целью подготовки специалистов системы образования к работе с программами «Комфорт», «Волна», «Экватор», «Сталкер», наш департамент образования организовал и провел обучающий семинар: «Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде. Комплексное сопровождение развития на основе технологии функционального биоуправления».
Наибольший интерес, как учителя логопеда вызвала «Волна» – компьютерная программа обучения грамоте диафрагмального дыхания. Составила программы для проведения индивидуальных занятий у детей младшего школьного возраста с логоневрозом, детям, обучающимся инклюзивно по программе С(К)К и детей общеобразовательных классов.
Цель обучения: использовать профилактическую программу «Волна» для обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания, которое является наиболее оптимальным для обеспечения жизнедеятельности организма. Задачи обучения: обучение произвольной регуляции дыхания; оптимизация адаптационных возможностей ребёнка; пропедевтика эмоциональных нарушений; профилактика соматических заболеваний; развитие психических процессов; регуляция фонационного дыхания.
Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребёнка, снижению его адаптационных возможностей, появлению эмоциональных нарушений и соматических заболеваний. Навык произвольной регуляции дыхания обучит детей разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.
Обучение проводим под контролем объективных физиологических данных, что позволяет выработать навык, максимально соответствующий индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
«Волна» позволяет нам дополнительно отрегулировать фонационное дыхание, что даёт возможность нам наиболее полно скорректировать проблемы связанные со спотыканиями и запинками в речевой деятельности при невротической и неврозоподобной форм заикания. Дидактический материал аудио и визуального ряда используем и для общего развития мировоззрения ребёнка и для расширения активного и пассивного словаря.
Адаптивные механизмы детского организма работают ещё не достаточно эффективно – незначительное стрессовое воздействие зачастую вызывает неадекватно сильный эмоциональный и физиологический отклик. Дети ещё не умеют соразмерять, какая ответная реакция на изменение окружающей среды приведёт к эффективному разрешению ситуации, поэтому реагируют с избыточной затратой ресурсов. Это означает постоянные стрессовые нагрузки, которые могут привести к нарушению в развитии ребёнка.
Работу по «Волне» провожу индивидуально в рамках работы логопедического пункта, продолжительностью 5-15 минут в зависимости от этапа обучения 1, 2 раза в неделю.
Структура работы по программе «Волна» для детей младшего звена:
·          Диагностический этап.
·          Информационно-практический этап.
·          Практический этап.
·          Заключительная диагностика.
На первом этапе дополнительно провожу диагностику психоэмоционального состояния по рисуночным методикам, диагностику работоспособности.
Информационно-практический этап начинаю с игровых упражнений «шарик в животике», «мыльный пузырек» и др.
На этапе практической работы использую режим «полоса», «прозрачность», составляя шаблоны в соответствие с возрастом ребёнка, нормами работы детей за компьютером. Режим «Игра Бабочка» у большинства детей вызвал интерес и желание «прожить» сюжет несколько раз.
Заключительная диагностика проводится аналогично первому этапу.
Состояние ребёнка в процессе работы по программе «Волна» оптимизируется, снимается избыточная нагрузка на организм, адаптационные механизмы совершенствуются и действуют эффективно.
Ребёнок формирует способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления. Из трех воспитанников с логоневрозом, у двух детей проявление заикания снизилось.
За весь период практической деятельности по программе, лишь один ребенок проявил нежелание, страх перед работой с компьютерной приставкой. На данный момент этот ребенок не только показывает удовлетворительные результаты на «Волне», но и с большим желанием работает по другим обучающим программам, манипулируя мышкой.
Естественный процесс развития ребёнка поддерживается, обретает хорошую энергетическую основу и протекает наилучшим образом. Кругозор и мировоззрения ребёнка расширяются. Дети с интересом рассматривают и прослушивают визуальный и аудиальный ряд. Легко прочитывают результат деятельности, наблюдается соревновательный момент.
+7 (992) 407-54-19 guljanith@mail.ru
2017