НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рудак Е. П., Шагина А. М., Черных О. А. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук и буква К»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Коррекционный процесс требует от ребенка полной сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствует эмоциональный настрой взрослого, а также игровая форма проведения занятия. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной; использованы наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений, их совершенствование. Предложенные задания даются в порядке нарастающей сложности.
Задачи:
1.       Познакомить детей с буквой К.
2.       Закреплять произношение звуков К, Кь, умение определять позицию звука в слове.
3.       Развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, навыки звукового анализа.
4.       Дифференцировать понятия «слог» - «слово»- «предложение».
5.       Упражнять в чтении слогов, односложных слов.
6.       Развивать графомоторные навыки.
7.       Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы: коробка-посылка, письмо, кактус в горшочке с наклеенными буквами, семена тыквы, предметные картинки на звуки [К], [Кь], пеналы, ритмические палочки, пособие «Солнышко» (слияние звуков в слоги), пособие для определения позиции звука в слове «Зонтик», игра «Флажки» (цветовые символы звуков), тетрадь в клетку, простые карандаши
Ход занятия:
1. Ребята, нам пришла посылка от Вовиной мамы. Посмотрим, что там?
-Это кактус! И небольшое письмо: «Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам, как Вова познакомился с новой «колючей» буквой:
Кактус очень был колючий.
Вдруг раздался Вовин крик:
Укололся он болюче!..
И колючки все обстриг!»
-Ребята, вы догадались, с какой буквой познакомился Вова? (буквой К)
И после этого случая не хочет с ней дружить, думая, что она такая же колючая как кактус и задания мои выполнять не хочет. Ребята, а вы не боитесь этой буквы? Я предлагаю вам с нею поиграть и предлагаю выполнить некоторые задания.
-Вместе произнесем звук, который обозначает эта буква - [К] – кактус, красивый, колючий (показ растения),
Сопряженная гимнастика:
И.п. – руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперед, опустить голову и подогнуть колени.
Движения – при произнесении [К] или [КА] одновременно резко запрокинуть голову; локти отодвинуть назад (не опуская их и не разводя кулаки); прыгнуть назад.
Проговаривание звуков [К], [Кь] хором, индивидуально. Характеристика звуков.
Звук [К] – согласный (звук не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), заднеязычный.
Звук [Кь] – мягкий.
-Ребята, посмотрим, какие задания приготовила для нас мама Вовы.
1. «Выложите из семян букву К:
 Два столбика стояли рядом,
 Вдруг один переломился,
 И к другому прислонился»
2. «Подружите буквы, прочитайте какие слоги у вас получились:
 АК, ОК, УК, ИК
 КА, КО, КУ, КИ» (пособие «Солнышко»)
-Послушайте, сколько звуков я произнесу: АК (два)
-Какой первый звук в слоге АК (гласный звук А)
-Назовите второй звук в слоге АК (согласный, твердый звук К)
(аналогично со слогами КА, ИК, КИ)
- Твердые звуки обозначаем синим цветом, мягкие – зеленым.
Игра «Флажки»
-Ребята, прислушайтесь, кажется за окном пошел дождь (запись шума дождя)
Физкультминутка «Дождик»
Капля – раз, капля – два.
И.п.: стоя, в руках ритмические палочки.( | | )
Капля медленно сперва.
Шаги и постукивание палочками по счету.
Стали капли поспевать,
Далее шаги ускоряются. ( | | п | )
Капля каплю догонять:
Кап, кап, кап- кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем!
Руки поднимают вверх, ( п п п п ) изображают зонтик.
-Каждая капля превратилась в картинку. По очереди назовите свою картинку, определите, какой звук встречается: [К] или [Кь] и его место в слове (пособие «Зонтик»)
3. «Ребята, внимательно посмотрите на горшочек с кактусом, соберите из найденных там букв слова: КОТ, КИТ. Выполните звуко-слоговой анализ этих слов» (работа с пеналами)
-А теперь я предлагаю составить предложения с этими словами, определить количество слов в них, выложить схемы предложений (работа с пеналами)
-Ребята, я никак не разберу, что за слова написаны в конце письма, кажется, догадалась – это еще одно задание для вас.
4. «Отгадай слово, добавив звук [К]»
СО.
ИНДЮ.
ВЕНИ.
ПАУ.
ОХОТНИ.
ПЕСО.
БОТИНО.
ТАН.
УТЕНО.
ВЕНО.
.УХНЯ
.ОТ
.АНФЕТА
.ОСА
.АПУСТА
-Ребята, давайте напечатаем буквы К, и отправим ответное письмо Вове. Он увидит наши буквы и поймет, что они вовсе не колючие и с ними можно играть (печатание букв)
Итог.
-Знакомиться с новыми буквами вовсе не страшно, а весело, увлекательно и интересно!



2021