Коррекционный процесс требует от ребенка полной сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствует эмоциональный настрой взрослого, а также игровая форма проведения занятия. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной; использованы наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений, их совершенствование. Предложенные задания даются в порядке нарастающей сложности. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Закреплять произношение звуков К, Кь, умение определять позицию звука в слове. 3. Развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, навыки звукового анализа. 4. Дифференцировать понятия «слог» - «слово»- «предложение». 5. Упражнять в чтении слогов, односложных слов. 6. Развивать графомоторные навыки. 7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование и материалы: коробка-посылка, письмо, кактус в горшочке с наклеенными буквами, семена тыквы, предметные картинки на звуки [К], [Кь], пеналы, ритмические палочки, пособие «Солнышко» (слияние звуков в слоги), пособие для определения позиции звука в слове «Зонтик», игра «Флажки» (цветовые символы звуков), тетрадь в клетку, простые карандаши Ход занятия: 1. Ребята, нам пришла посылка от Вовиной мамы. Посмотрим, что там? -Это кактус! И небольшое письмо: «Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам, как Вова познакомился с новой «колючей» буквой: Кактус очень был колючий. Вдруг раздался Вовин крик: Укололся он болюче!.. И колючки все обстриг!» -Ребята, вы догадались, с какой буквой познакомился Вова? (буквой К) И после этого случая не хочет с ней дружить, думая, что она такая же колючая как кактус и задания мои выполнять не хочет. Ребята, а вы не боитесь этой буквы? Я предлагаю вам с нею поиграть и предлагаю выполнить некоторые задания. -Вместе произнесем звук, который обозначает эта буква - [К] – кактус, красивый, колючий (показ растения), Сопряженная гимнастика: И.п. – руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперед, опустить голову и подогнуть колени. Движения – при произнесении [К] или [КА] одновременно резко запрокинуть голову; локти отодвинуть назад (не опуская их и не разводя кулаки); прыгнуть назад. Проговаривание звуков [К], [Кь] хором, индивидуально. Характеристика звуков. Звук [К] – согласный (звук не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), заднеязычный. Звук [Кь] – мягкий. -Ребята, посмотрим, какие задания приготовила для нас мама Вовы. 1. «Выложите из семян букву К: Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился, И к другому прислонился» 2. «Подружите буквы, прочитайте какие слоги у вас получились: АК, ОК, УК, ИК КА, КО, КУ, КИ» (пособие «Солнышко») -Послушайте, сколько звуков я произнесу: АК (два) -Какой первый звук в слоге АК (гласный звук А) -Назовите второй звук в слоге АК (согласный, твердый звук К) (аналогично со слогами КА, ИК, КИ) - Твердые звуки обозначаем синим цветом, мягкие – зеленым. Игра «Флажки» -Ребята, прислушайтесь, кажется за окном пошел дождь (запись шума дождя) Физкультминутка «Дождик» Капля – раз, капля – два. И.п.: стоя, в руках ритмические палочки.( | | ) Капля медленно сперва. Шаги и постукивание палочками по счету. Стали капли поспевать, Далее шаги ускоряются. ( | | п |) Капля каплю догонять: Кап, кап, кап- кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем! Руки поднимают вверх, ( п п п п) изображают зонтик. -Каждая капля превратилась в картинку. По очереди назовите свою картинку, определите, какой звук встречается: [К] или [Кь] и его место в слове (пособие «Зонтик») 3. «Ребята, внимательно посмотрите на горшочек с кактусом, соберите из найденных там букв слова: КОТ, КИТ. Выполните звуко-слоговой анализ этих слов» (работа с пеналами) -А теперь я предлагаю составить предложения с этими словами, определить количество слов в них, выложить схемы предложений (работа с пеналами) -Ребята, я никак не разберу, что за слова написаны в конце письма, кажется, догадалась – это еще одно задание для вас. 4. «Отгадай слово, добавив звук [К]» СО. ИНДЮ. ВЕНИ. ПАУ. ОХОТНИ. ПЕСО. БОТИНО. ТАН. УТЕНО. ВЕНО. .УХНЯ .ОТ .АНФЕТА .ОСА .АПУСТА -Ребята, давайте напечатаем буквы К, и отправим ответное письмо Вове. Он увидит наши буквы и поймет, что они вовсе не колючие и с ними можно играть (печатание букв) Итог. -Знакомиться с новыми буквами вовсе не страшно, а весело, увлекательно и интересно!