НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Елагина И. И. Технология «сторитейлинг» и её применение для обогащения природоведческой лексики дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Многим педагогам знакома технология «сторитейлинг» и некоторые её фрагменты каждый из нас успешно применяет в своей работе. Методы, игры и приемы сторитейлинга можно использовать для обогащения природоведческой лексики дошкольников.
Вашему вниманию, хочу предложить два небольших сообщения, после прочтения которых, подумайте: какой из них вам понравился и запомнился?
1: «Подосиновик – гриб с очень яркой красной или оранжевой бархатистой шляпкой, растет под осиной».
2: «Однажды я решила прогуляться в осеннем лесу и увидела под осиной красивый грибок. У него красная шляпка, как будто «красная голова» и похож он на осину тем, что листья у осины красные, как его шляпка. Поэтому я его не сразу заметила в опавшей листве. Я не стала срывать этот красноголовый гриб, растущий под осиной, а полюбовавшись им, пошла дальше по лесной тропинке. Как вы думаете, как называется этот гриб?»
Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй, и дошкольник, быстрее запомнит информацию об этом грибе предоставленную вторым способом нежели первым.
Искусство увлекательного рассказа и называется «сторитейлинг».
Вы замечали, как внимательно дети нас слушают, когда мы рассказываем истории?
Действительно, рассказывая, вы находитесь в постоянном зрительном контакте с каждым воспитанником, вы видите сомнение или непонимание и тут же реагируете, поясняете. Дошкольники, в это же время, также, смотрят на вас, слушают историю и создают собственный образ рассказываемого.
Поэтому в образовательной деятельности по любому из направлений использую «сторитейлинг» как технику подачи познавательной информации, развития связной речи и обогащения лексики дошкольников.
Стоит отметить, что существует много видов сторитейлинга, но в своей работе я применяю: классический, активный и цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом, а дошкольники слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию о природном объекте, которая может быть представлена в виде легенды, мифа, запоминающейся истории из личного опыта, истории, случившейся с другом. Для насыщения лексики ребенка, такая история или сказка пополняется понятиями необходимыми для запоминания дошкольниками по данной лексической теме. А применение открытых вопросов по ходу повествования, помогают привлечь ребенка к участию в рассказывании истории. Следует отметить, что при создании рассказа необходимо учитывать возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития детей.
В классическом сторитейлинге применяю разнообразные виммельбухи (книги-картинки) или истории в картинках, посредством которых вводится новый лексический и грамматический материал.
Важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможность им придумывать их самостоятельно и рассказывать. Это и есть активный сторителлинг. Вовлечению дошкольников в процесс формирования истории содействуют разнообразные игры и игровые приемы. Наиболее известная и применяемая педагогами игра – это «Кубики историй». Я применяю и другие игры: «Знакомые истории шиворот-навыворот», игра «Поменяйся местами», игра «Сделай коллаж и расскажи», «Свободные ассоциации» и другие.
Так, например, для игры «Свободные ассоциации» по определенной лексической теме изготавливаются карточки с изображением природных объектов, животных, которые рассортировываются по категориям: время года, персонажи, место проживания, действия, явления природы и другое, что вам покажется важным для создания историй. Во время игры дошкольники вытаскивают по любой карточке из каждой категории и на их основе сочиняют свой рассказ. Чем смешнее или необычнее он получится, тем лучше!
Для игры «Живые истории вокруг нас» на прогулках, путешествиях ребята вместе с родителями фотографируют растительность, предметы, животных, птиц, насекомых, природные явления, которые привлекут их внимание. Затем в группе, по желанию, рассказывают о запечатленном объекте.
Участники игры «Правда или вымысел?» по определенной теме придумывают свою историю, дополняя её небылицами, фантазиями. Затем по очереди рассказывают свои истории, а остальные игроки должны отгадать, что в ней правда, а что вымысел.
В сложившейся в мире ситуации, при внедрении дистанционного обучения для дошкольников наиболее актуальным, на мой взгляд, будет цифровой сторитейлинг.
В настоящее время существует много онлайн-инструментов для создания цифровых историй. Найти их очень легко: необходимо написать в поисковой системе название инструмента, и вы без труда его найдете.
Кратко расскажу мое впечатление о некоторых из них, опробованных мною.
Little Bird Tales (ссылка https://www.littlebirdtales.com/home/default/ ) инструмент, включающий изображения, аудио-дорожки и рисунки для анимации написанных историй. Инструмент имеет перевод на русский язык, поэтому на нем работать легче, чем на англоязычных сайтах. Объём бесплатного пространства не очень велик, но его хватит на создание нескольких историй. Кроме того, в инструменте легко ориентироваться с помощью командной строки. Также, что, не мало важно, на сайте даются ответы на некоторые вопросы, которые могут интересовать пользователя при работе с ним.
Недостатком этого инструмента, на мой взгляд, является то, что созданную историю нельзя скопировать из редактора и поместить куда нужно. Обращаться к созданной сказке можно с помощью ссылки на неё в данном инструменте.
Storybird (ссылка https://storybird.com/ ) – помогает создавать онлайн-книги с помощью подборок персонажей и фонов, созданных профессиональными художниками. С помощью данного сайта можно сочинять книги с картинками, длинные рассказы, комиксы и даже иллюстрировать свою поэзию. Разобраться с инструментом несложно, все предельно ясно написано в командной строке.
Данный инструмент имеет бесплатную версию сроком одна неделя и перевод на русский язык.
Недостатком этого инструмента, на мой взгляд, является то, что свои истории можно иллюстрировать только имеющимися на сайте картинками разных художников по разной тематике, а создавать свои или брать из Интернета нельзя. Кроме того, созданные книги, комиксы, поэзию можно посмотреть зайдя на личную страницу в данном интсрументе или по ссылке на них. Лучший вариант для обмена историями, предусмотренный данным инструментом – это создание класса, общение и обмен рассказами непосредственно на сайте.
My Storybook (ссылка https://www.mystorybook.com/ ) - сайт для визуализации историй с помощью рисунков, изображений и персонажей онлайн. Он предоставляет множество готовых изображений, которые вы можете разместить на странице или использовать в качестве фона. Если вы хотите создать свое изображение, то это можно сделать с помощью имеющегося в инструменте редактора.
Итак, англоязычный, но простой в обращении инструмент содержит небольшой текстовый редактор, дает возможность рисовать картинки или вставлять свои изображения.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии «сторителлинг» с детьми дошкольного возраста для обогащения природоведческой лексики.
·          Сторитейлинг - это отличный способ разнообразить занятия и заинтересовать дошкольника. Технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время.
·          Сторителлинг развивает фантазию, логическое и творческое мышление, связную речь и помогает дошкольникам запомнить материал.
·          Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность при публичных выступлениях.
·          Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
·          Наконец, сторителлинг помогает осваивать полезные сервисы и инструменты Интернета для создания историй.
Говорить о плюсах этой технологии можно много, но всегда, лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможете остановиться!

Библиографический список

1.       Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. М.: Манн, Иванов и Фербе, 2013. 177 с.
2.       Шутова Д. Расскажи мне сказку. Сторителлинг в работе с детьми и подростками. [Электронный ресурс]: URL: https://www.b17.ru/article/storytelling-s-detmi-i-podrostkami (дата обращения: 25.11.2020).
3.       Использование «сторителлинга» в практике дистанционного обучения. [Электронный ресурс]: URL: https://www.vedu.ru/news-storitelling-v-do
(дата обращения: 26.11.2020)
2021