Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Норова Е.Ю. Проблемы мотивации к развитию вокального искусства в современном мире

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Опыт показывает, что на уроках у подростков знание классической музыки не успевает перерастать в потребность постоянного общения с ней, отсутствует мотивация к знакомству с мировыми музыкальными шедеврами, не определяется и музыкально - эстетический вкус; учебно - музыкальные впечатления быстро забываются и вытесняются потоком музыки, что имеет далеко не положительное влияние на формирование вкуса подростков. Уровень вкуса подростков вообще, и в области музыки в частности, вызывает серьезные опасения, а беспокойство - отношение к классическому и народному наследию, к музыкальной деятельности. Огромное влияние на это имеет ситуация, которая сложилась в обществе и в каждой конкретной семье.
Ученые - педагоги обращаются к проблемам, созвучным с формированием грамотного отношения к вокальному искусству, в том числе и в процессе музыкально - эстетического воспитания школьника. Изучаются: сущность эстетических интересов (Верб М. А., Лейбсон В. К., Фохт-Бабушкин Ю. В.), исследуются системы их формирования (Кикнадзе Д. А., Коган Л. П., Скатерщиков В. К.). Популярны методические труды таких педагогов - практиков: Ваккаи Н., Федотова Н. Н., Егорычева М. И., Емельянов В. В., Коробко В. В.
Некоторые аспекты этой темы не рассматривались учеными, поэтому особого внимания требует комплекс следующих проблем: недостаточная изученность и исследованность содержания, формы, методов, условий формирования эстетического отношения и вкуса подростков в процессе обучения их музыкальному искусству; имеющийся опыт носит бессистемный характер; отсутствуют рекомендации, что негативно сказывается на развитии подростков; малое количество современных публикаций грамотной методической литературы по вопросам проблематики в вокальном искусстве, а также элементарной методической литературы; отсутствие скоординированности в действиях преподавателя по вокалу и преподавателя по общей музыкальной грамоте в общеобразовательной школе; недостаточность вовлечения в учебный процесс родителей учащихся.
Сложившаяся ситуация требует особого внимания и профессионализма от преподавателя вокала. Его задача не только внимательно и сочувственно влиять на развитие способностей своих учеников, но и своим мастерством, своей грамотностью, подавать пример, задавать тон и направление в обучении, находить мотивационные элементы, которые бы смогли побудить учащихся к познанию. Дополнительные задания и более глубокое изучение материала, углубления в истоки развития вокальной культуры, краткий экскурс в основные аспекты вокального искусства, не только расширят кругозор ученика, но и дадут более полное осознание изучаемого предмета, а элементарные сведения о строении голосового аппарата, дикции, техники дыхания, артикуляции, позволят воспитать профессионально - грамотного певца. Отдельно стоит уделить внимание элементам актерского мастерства в художественной изобразительности и работе над образом, сценической культуре исполнителя, сценической выдержке. Провести лекцию по охране голоса и гигиене певца. Наличие иллюстраций только улучшит восприятие учащимися учебного материала, поможет более рельефно осознать предложенную информацию.
Хорошее влияние на общее и эстетическое развитие учащихся оказывает коллективное прослушивание ярких образцов классической вокальной музыки, посещение концертов с последующим анализом услышанного материала. Это позволяет как развить музыкальную культуру учеников, так и их художественный вкус.
Преподаватель должен грамотно варьировать урок вокала, если ученик имел в этот день концертное выступление. Лучший вариант – перенести урок на другой день. Нельзя забывать о недостаточном развитии возможностей детского голоса, быстрой утомляемости учащихся. Педагогу по вокалу нужно помнить – как специалист, он несет большую часть ответственности за здоровье голосового аппарата ученика. Необходимо исключить бессистемные занятия пением, так же как и бесконтрольные концертные выступления, особенно на начальных этапах обучения.
Следует уделить внимание общей грамотности родителей своих учеников, сформировать у них общее понятие о роде деятельности своих детей, побудить их к сотрудничеству.
Необходимо помнить, что развитие науки не стоит на месте, в том числе и вокальных методик. Преподаватель должен постоянно развиваться, самосовершенствоваться: повышать свои профессиональные навыки, изучать современную методическую литературу, касающуюся его предмета, посещать семинары, практикумы, делиться опытом со своими коллегами.
Важнейшей целью образования является воспитание нравственного, ответственного, компетентного, эстетически развитого гражданина. Его формирование, особенно в подростковом возрасте, легко поддается разному воздействию, требует педагогического руководства и контроля, поэтому основной задачей преподавателя по вокалу является грамотный индивидуальный подход к развитию гармоничной личности. Каждый педагог должен быть мастером своего дела, прилагать максимальные усилия не только в выработке профессиональных навыков у своих учеников, но и влиять на общее развитие и воспитание своих подопечных.
Литература:
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984
2. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974
3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М.: Просвета, 1978
2019