Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Топорова А.К. Суицидальное поведение у подростков

Библиографическое описание:
Топорова А.К. Суицидальное поведение у подростков // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Очень часто в образовательных учреждениях педагоги и психологи сталкиваются с суицидальным поведением у подростков. Причинами такого поведения зачастую являются: конфликты в школе, буллинг, кризисные ситуации, насилие и жестокое обращение в семье, личные трагедии и т.д. Подростковый возраст входит в группу риска по суициду, поскольку психика подростка еще незрелая, ранимая, несовершенная, уязвимая, а поведение спонтанное и непредсказуемое. Ребенок в таком возрасте чрезмерно эмоционален, восприимчив, не способен самостоятельно принимать решения.

В докладе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за 2021 год сообщается, что число попыток суицида среди несовершеннолетних увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Согласно данным Следственного комитета (СК), в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019-м – 737, а в 2020 году – 548.

Суицид (самоубийство, от лат. sui – себя, caedere – убивать) – это осознанный акт целенаправленного ухода из жизни, намеренного лишения себя жизни в результате переживания психотравмирующей ситуации и невозможности самостоятельно найти выход из сложившихся обстоятельств.

Суицидальное поведение (СП) ‒ это любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидент – субъект суицидального поведения.

По мнению Э. Шнейдман есть общие черты, свойственные всем суицидентам:

Основная цель - поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Часто у людей с суицидальным поведением есть такие черты как перфекционизм, импульсивность, низкая способность к адаптации, слабо развитый навык решения проблем, высокие требования к себе, недовольство собой.

- общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать.

- общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, отчаяния, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии. Нередко отсутствует социальная поддержка, так как, вследствие высокого перфекционизма, обратиться за помощью значит признать свою «слабость», «некомпетентность». При этом использование только одной привычной стратегии преодоления трудностей ведет к снижению адаптации и чувству безвыходности ситуации.

-общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли.

-общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание невыносимости существования. Агрессия может проявляться, если мотивом совершения суицида является сильное чувство вины, никчемности, стыда. В этом случае суицид – это форма наказания.

-общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. Суицидальное поведение хоть и имеет ряд универсальных проявлений, но каждый человек, как уникальная личность, будет переживать его в соответствии со своими особенностями [3, с. 7].

Существуют признаки риска совершения суицида у подростков: нарушение сна и сонливость, ухудшение, или, наоборот, улучшение аппетита, хроническая усталость и апатия, возможно, недомогание, лабильность настроения, упадок сил, полный или частичный отказ от общественной жизни, поглощенность мыслями о смерти, загробной жизни, вспышки раздражительности и чрезмерной любвеобильности, усиление тревоги, приобщение к вредным привычкам (алкоголь, курение, наркотики), отдаление от семьи и друзей и другое. Также возможны такие словесные высказывания как: «Никому я не нужен...»; Лучше умереть!»; «Ненавижу свою жизнь!»; «Ненавижу всех и все!»; «Больше ты меня не увидишь!..»; «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!» и т.д.

Как отмечают многие исследователи подросткового суицида, подростки зачастую не осознают, не способны адекватно оценить последствия самоповреждающего поведения и необратимости смерти. Как правило, они не могут внятно описать собственных переживаний. Невысказанные чувства аккумулируются, выливаясь в депрессию, апатию. А о самих суицидальных намерениях говорят свернуто, не обозначая адекватных оснований. При этом, чаще всего, совершают попытку суицида импульсивно, непродуманно.

По мнению А. Е. Личко, для подросткового возраста характерно три типа суицидального поведения:

- Демонстративный суицид, заключающийся в изображении попыток самоубийства, но без реального намерения уйти из жизни, рассчитывая на спасение. Его цель - достижение определенного социального эффекта, через оказание психологического давления, манипулируя другими людьми, для изменения ситуации в благоприятную для себя сторону, например, привлечение внимания, уход от ответственности.

- Аффективный суицид характеризуется теми действиями, которые совершаются под воздействием сильного и внезапно возникшего аффекта. Самоубийство в состоянии аффекта является неким «криком о помощи», действия, совершаемые индивидом, импульсивны и необдуманны.

- Истинный суицид – обдуманное решение, направленное на реализацию намерения уйти из жизни, тщательно продумывая способ, время и место. [1].

Как правило, у каждой попытки суицида в подростковом возрасте есть своя причина, но есть главная составляющая такого поведения – это невозможность самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации. Именно поэтому, своевременная диагностика и консультативная помощь подростку, находящемуся в группе риска позволяет прогнозировать риск возникновения суицидального поведения.

На сегодняшний день существует множество диагностических методик определения суицидального поведения: методики диагностики актуального состояния; методики оценки риска суицидального поведения; методики оценки суицидальной мотивации. Кроме того, существуют различные методы и приемы оказания психологической помощи подросткам с разной степенью риска суицидального поведении: психологическая профилактическая беседа; ранняя профилактика суицидального поведения в образовательных учреждениях; альтернативные формы оказания помощи и профилактики суицидальных попыток (интернет-консультирования, специфические сайты, направленные на оказание психологической помощи подростку); телефон доверия как способ экстренной дистанционной помощи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: современные подростки в силу психологических особенностей возрастного развития, культуры, воспитания и обучения зачастую испытывают различные формы дезадаптации. При этом отсутствие навыков самостоятельного выхода из трудных жизненных ситуаций, неспособность правильно оценивать сложившиеся жизненные обстоятельства, могут привести подростка к попытке суицида. Своевременно оказанная психологическая помощь подростку, а также целенаправленная работа педагогов на всех этапах психопрофилактики способна снизить риск суицидального поведения и суицида у подростков.

Библиографический список

1. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.

2. Попов, Ю. В. Особенности суицидального поведения у подростков [Электронный ресурс] / Ю. В. Попов, А. А. Пичиков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8. URL: http://www.medpsy.ru/library/library120.php (дата обращения: 11.01.2024).

3. Шнейдман, Э. С. Разум самоубийцы. Почему молодые люди решают / Э. С. Шнейдман. – Издательство: Бомбора, 2023. – 272 с.
2024-03-06 10:06 2024