НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гиганова В.В. Создание музыкального клипа как средство развития творческого потенциала ребенка и педагога в условиях современного дошкольного образования

Библиографическое описание:
Гиганова В.В. Создание музыкального клипа как средство развития творческого потенциала ребенка и педагога в условиях современного дошкольного образования // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Но, в современный век информационных технологий и всеобщей компьютеризации просто петь становиться не интересно, хочется чего-то большего.

Музыкальный видеоклип — это короткое кино или видеофрагмент, сопровождающий музыкальную композицию. И в работе музыкального руководителя создание видеоклипа — это один из способов повышения эффективности качества образовательной деятельности в дошкольной организации, что является важным фактором реализации Федеральной образовательной программы.

Процесс создания видеоклипа выдвигает совместную работу педагога и воспитанников на качественно новый уровень, делает ее интересной, современной, яркой и доступной. Такая работа мотивирует не только педагога, но и ребенка, вовлеченного в захватывающий мир творчества, где на его глазах рождается нечто новое, к чему причастен он сам. Родители тоже не остаются равнодушными к этой деятельности.

На пути к созданию видеоклипа на песню, необходимо совместно с детьми пройти несколько этапов: разучивание вокального произведения, съемка и запись видео и аудиоматериалов, монтаж в видеоредакторе.

Каждый из этих этапов интересен педагогу и ребенку по-своему. И чем качественнее будет проведена работа на каждом из них, тем лучше и интереснее будет конечный результат.

К выбору музыкального произведения стоит отнестись серьезно, ведь не каждая песня обладает сюжетностью и картинностью. Далеко не любое вокальное произведение можно выгодно представить в хорошей видеозарисовке.

При разучивании песни или знакомстве с текстом уже имеются некоторые ассоциации, которые необходимо лишь «додумать».

Желательно сразу продумать количественный состав исполнителей (соло, трио, дуэт и т д), или переменный состав, которым можно подчеркнуть какие-либо музыкальные или текстовые акценты в песне.

При знакомстве детей с песней важно рассказать про композитора, автора слов и про время создания песни.Создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.

Затем, следует дать детям послушать произведение в живом исполнении педагога или в аудиозаписи, с последующим обсуждением. Выслушать впечатления детей.

Главная задача на данном этапе не только выявить отношение детей к песне и уровень ее понимания, но и вызвать эмоциональный отклик у детей.

До пения необходимо подготовить голосовой аппарат ребенка и разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы лица с помощью упражнений.

Особое внимание при разучивании песни уделяется освоению мелодической линии и вокальному дыханию. Также ведется работа над ритмом, чистотой интонации и фразировкой. При необходимости разучиваются танцевальные движения.

Из всех вышеперечисленных приемов выразительного исполнения, постепенно складывается музыкальный образ.

В процессе впеванияведется работа над качественным звучанием, его согласованностью с движениями, артистизмом и эмоциональностью исполнителя.

Поддержка и положительный эмоциональный настрой педагога помогает детям настроиться для исполнения песни перед зрителями.

Во время регулярных выступлений у детей появляется уверенность на сцене, которая играет огромную роль в съемке клипа. Овации и аплодисменты зрителей выступают дополнительным стимулом для детей.

Для оптимизации и легкости съемок обязательно должен быть сценарий, в котором отражены все детали съемки или несколько их вариантов (позже, при монтаже видеоклипа можно будет выбрать лучший).

Клип, создаваемый под определенную музыку, должен подчиняться ее ритмическому и динамическому рисунку. Ведь песня имеет определенную длительность и четкую смысловую структуру.

Необходимо целенаправленно продумать, как будет выглядеть каждый кадр: определиться с местом, декорациями, освещением, костюмами, типом и углом съемки. В зависимости от концепции видеоклипа можно прибегнуть к использованию хромакея (технология, позволяющая заменять зеленый или синий фон на любой другой).

В сценарии обязательно должно присутствовать развитие сюжета. Долгое и статичное изображение одного и того же отвлекает зрителя и теряет динамику действия. Поэтому необходимо определиться, где в клипе будет виден непосредственно сам исполнитель, а где можно оставить только смысловые видеодетали под вокал.

Необходимо выбрать локации для съемки, учесть освещенность и ракурс, с которого необходимо снимать. Лучше производить запись видео с учетом «крупности» объекта съемки, то есть с учетом планов съемки. Ведь чередуя их при монтаже можно добиться необходимых определенных эффектов. Нужно подготовить декорации, необходимый реквизит, продумать дополнительное освещение и костюмы.

Помимо «картинки на экране» ведущую роль несет все же вокальная составляющая. Поэтому, необходимо отдельно прописать вокальную линию песни. Это нужно для того, чтобы во время монтажа не искажался звук, а шел с одной точки. Звук имеет первостепенное значение. Ведь даже самое хорошее видео невозможно смотреть с плохим звуком.

Монтаж – это творческий и технический процесс, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно цельное произведение.

Для монтажа видеоклипа можно использовать следующие программы, Movavi Video Editor, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio. Данные программы удобны и просты в использовании.

Для начала загружаем весь материал в программу. Видеоряд должен подчеркивать композицию, вокал, образ песни, внешние данные исполнителя и развивать сюжетную линию песни.

Если некоторые видеокадры записаны сразу со звуком, нужно иметь в виду, что может быть слышен звуковой переход на стыках таких кадров и кадров с отдельно записанным звуком.

Одно из основных правил монтажа музыкального клипа - самые красивые моменты видео положить на сильные акценты в музыке. Тогда клип будет сильнее и эмоциональнее.

Обязательно чередовать ближний, средний и дальний планы. Каждый план на экране должен быть не более 5-7 секунд.

При монтаже под ритм музыки желательно видео сдвигать немного вперёд, чтобы оно появилось до музыкального акцента. Так стык смотрится мягко, что очень важно для впечатления зрителя.

Процесс работы над видеоклипом создаст радостное настроение и вызовет положительный эмоциональный подъем у всех участников педагогического процесса и обязательно останется важным и запоминающимся событием в жизни детей и педагога.

Библиографический список

1. Володина И.А. Современные формы монтажа – теория и практика. Нелинейный монтаж в Adobe Premiere Pro: учебное пособие. – СПб6СПГИКиТю 2020. 11 с.

2. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. Управление ДОУ. М, Сфера, 2008. 328 с.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, – М., 2000. 272 с.

4. Янова Е.А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя. Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.), Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 60-62.
2024