НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Трухина Г.Б. Использование кейс-технологий в дошкольном образовании

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


На сегодняшний день коллективы педагогов работающих в дошкольных образовательных организациях направляют все свои усилия на внедрение в свою работу инновационных технологий.
Наш педагогический коллектив регулярно изучает инновационные технологии применяя их в практической работе с детьми.
Нашему дошкольному образовательному учреждению был присвоен статус региональной инновационной площадки. Активная работа инновационной площадки послужила стимулом для освоения педагогами новых технологий, в частности кейс – технологии.
Целью внедрения кейс - технологии является – развитие у детей способности исследовать различные проблемы, находить их решение, научиться работать с информацией.
Кейс технология – от латинского «casus»- запутанный, необычный случай; от английского «case» – чемоданчик, портфель.
Кейс – технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.
К кейс – технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся: метод ситуационного анализа, (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс – стади, фото – кейсы, кейс – иллюстрации), метод инцидента, метод ситуационно – ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование и метод дискуссии.
В нашем детском саду в работе с дошкольниками мы используем технологии «кейс – иллюстрации» и «фото – кейс».
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес
Часто в работе с детьми применяем технологию «Фото-кейс».
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Можно дополнить кейс фотографией повара на кухне – готовит кашу, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды каш – кто какую кашу любит, из чего готовят и т.д.
Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Перечисленные выше технологии можно применять как для групповой, подгрупповой так и для индивидуальной работы. Дети действуют самостоятельно, педагог вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что - либо.
Используя данные технологии, необходимо соблюдать этапы, планируя свою работу с детьми.
·           Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией (фотографией). Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.
·           На втором этапе дети как совместно с воспитателем, так и самостоятельно выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
·           На третьем, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
·           Четвертый этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, они демонстрируют умения логически рассуждать, размышлять, выдвигают аргументы, делают вывод, подводят итоги. Единое решение проблемы оформляют в виде рисунков, аппликаций, коллажей, а затем складывают их в чемодан, оформленный ими самими, который всегда находится в группе, и дети в любое время могут положить в него своё решение проблемы.
На пятом этапе, применяют полученные знания.
Педагоги детского сада используют кейс - технологии в разных видах детской деятельности:
- на детском совете, фото-кейс - для мотивации к теме, для анализа произошедшего случая, для подведения итогов недели,
- в НОД, применение кейсов помогает запоминать знания, систематизировать и обобщать их,
- в режимных моментах – воспитывать самостоятельность, доброжелательность, уважительное отношение друг к другу,
- в трудовой деятельности – положительное отношение к труду, желание трудиться,
- самообслуживание и культурно гигиенические навыки - для формирование навыков самообслуживания и закрепления культурно-гигиенических навыков,
и самостоятельной деятельности - ребенок сам может выбрать любую ситуацию и пригласить к себе ребят для рассмотрения и обсуждения ситуации, также самостоятельного принятия детьми единого решения, презентуя его.
Ситуациями, приближенными к жизненной позиции могут быть: формирование основ безопасности в быту, социуме, природе, формирование навыков самообслуживания и саморегуляции собственных действий и др., решение которых ребенок может применить по отношении к себе и в дальнейшем.
Кейс – технологии применялись нами в работе с педагогами, данной теме были проведены: тематический педсовет, мастер – класс, семинар – практикум, консультации.
Так и в работе с родителями воспитанников был проведен родительский клуб «Растим счастливого ребенка», где мы познакомили с кейс-технологиями и их применением, а также с одной из новейших технологий «Лепбук». Если сравнить кейс – технологию с «лепбуком», то следует отметить, что «лепбук» – это итоговый результат совместной работы педагога или родителя с детьми по той, или иной теме, а кейс – технология дает воспитанникам больше возможности для самостоятельной деятельности и проявления их инициативы.
Таким образом, в результате использования кейс-технологий систематизируются знания детей, они учатся самостоятельно получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения, планировать и анализировать свою деятельность, применять самостоятельно полученные знания в реальной жизни без затруднений. У детей развивается активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Благодаря использованию кейс-технологий у детей развивается способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть они учатся работать с информацией.

Библиографический список

1.        Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
2.        Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
3.        Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
4.        Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
5.        Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.
2019