Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Трефилова О.А. Игровая программа «Делу - время, потехе - час»

Библиографическое описание:
Трефилова О.А. Игровая программа «Делу - время, потехе - час» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Игровая программа предназначена для учащихся и родителей, может проводиться во время подготовки к народным календарным праздникам. Блок народных игр можно использовать при проведении праздников: Осенины, Святки, Масленица.

Цель проведение игровой программы: создать условия для сплочения учащихся и их семей средствами традиционной культуры.

Задачи

Воспитательные задачи:

- воспитание ценностного отношения к культуре своего народа;

- сохранение и преумножение семейных ценностей – ценность совместного труда;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;

- совершенствование качества взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах духовно-нравственного развития ребенка.

Развивающие задачи:

- создание условий для получения опыта сотрудничества в решении практических задач;

- развитие субъектной активности средствами игровой деятельности;

- развитие умения взаимодействовать в детско-взрослом сообществе;

- обогащение активного словарного запаса примерами игрового детского фольклора: игровые слова, считалки.

Образовательные задачи: формирование практических навыков изготовления одного из видов традиционной народной куклы – Кувадки.

Ожидаемый результат проведения игровой программы:

ü Сопричастность и командный дух: приобщение учащихся к традициям Дворца творчества, творческих коллективов.

ü Сплочение группы учащихся и их семей; увлечение общей работой, радость и взаимная поддержка, возникшие при непосредственном активном участии самих родителей.

ü Приобщение к традиционной культуре русского народа: материальной и духовной.

ü Приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках.

ü Эмоциональный отклик, опыт сопереживания и сохранения памяти.

ü Рост доверия в отношениях между семьей и учреждением, развитие сотрудничества в интересах ребенка.

Сценарий игровой программы

1. Проведение мастер-класса для детей и родителей по изготовлению народной куклы Кувадки (Приложение 1).

2. Проведение игровой площадки для детей и родителей: народные тихие и подвижные игры в помещении (Приложение 2).

Приложение №1

Мастер-класс «Кукла Кувадка»

Куклы Кувадки – простые обрядовые куклы. Относятся к старинному обряду «кувады» - сопровождения таинства рождения ребенка, были первыми игрушками младенца, вывешивались в колыбели.

В тоже время, простая форма таких кукол-скруток используется как основа для обрядовых кукол свадебного цикла, простых игровых кукол «девушка», «парень». Эта кукла безшитьевая, поэтому успешно выполняется даже детьми 6-7 лет. Главная трудность для детей: уметь завязывать узлы на концах ниток.

Инструменты: ножницы.

Материалы: лоскуты хлопчатобумажной, льняной ткани разных расцветок; нитки для завязки деталей (можно надергать из используемой ткани); толстые нитки для поясков, волос.

Изготовление основы

Лоскут ткани размером 10х15 см скрутить к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегнуть пополам. Отступив от сгиба, накрутить, стянуть несколько раз цветной ниткой, завязать на два узла. Получилась «голова» и «тело» (Рисунок 1).

«Руки» - из лоскута размером 6х6 см сделать вторую скрутку. Стянуть, накрутить нитки с двух сторон, отступив от края по 1 см («ладошки»).

Вставить скрутку «руки» между двумя деталями скрутки «тело». Плотно перевязать несколько раз ниткой («талия») и еще крест-накрест по «груди» (Рисунок 2).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Украшение куклы

Кукла может играть разные роли. Для этого куклу можно выполнить и одеть по-разному.

Куклы в колыбель (в современном бытовании - сувениры).

Куколки (3-5 штук) выполнить из разноцветных тканей. Через сгиб верхней части основы куклы продеть крепкую цветную нить. Собрать в связку.

Кукла «девушка» (Рисунок 3):

- рубаха: длинный прямоугольный лоскут светлой ткани с отверстием посередине надеть на плечи; длинный сарафан с поясом: накрутить прямоугольный лоскут, завязать пояском плетёным (плетенка в три пряди) или свитым из 2 ниток).

прическа: можно выполнить волосы из шерстяных ниток. Тогда это кукла – девушка, в народной традиции только девочки и девушки могли носить прическу в виде открытой одной косы.

Кукла «баба»:

- рубаха; сарафан с поясом; повязанный платок с завязками на тыльной стороне куклы, волос не видно. Тогда это кукла - баба. В народной традиции замужние женщины волосы заплетали в две косы, прятали их под головным убором, платком.

Кукла «парень»:

- рубаха короткая, до колен; пояс; порты: поскольку ноги у куклы остались видны, то можно их перевязать нитками по аналогии с руками;

- на голове: шапка или короткие волосы из ниток.

Рисунок 3.

Приложение №2

Методические рекомендации по проведению народных игр

В результате обучения автора разработки на курсах повышения квалификации у известных в Санкт-Петербурге педагогов-фольклористов Ерёминой Н.В., Емельяновой Г.В. появилась подборка игр, в которые удобно и целесообразно играть на празднике в границах учебного класса или в рекреации.

Наши любимые игры:

«Люб ли сосед», «И шёл козел дорогою», «Пир козла», «Дударь», «Змея», «Золотые ворота», «Тетёра», «Ручеёк», «Огарыш», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку.

1. Можно начать игровую площадку с тихой игры на знакомство и выбор.

С этой игры можно начать всю игровую программу. Можно этой игрой закончить праздник, учитывая эмоциональное состояние детей.

Подготовить стулья, установить их в круг.

Игра «Люб ли сосед»

Все сидят на стульях, поставленных в круг. Ведущий задаёт вопрос человеку, сидящему слева (то есть игра идёт по солнышку, слева направо):

- Люб ли сосед? (тот, который слева).

Играющий может ответить: Люб. Тогда ведущий спрашивает следующего:

- Люб ли сосед?

Играющий может ответить: не люб. Тогда ведущий спрашивает:

- А кого тебе надь-подать?

Играющий называет имя выбранного человека. И тогда происходит смена игроков: тот, который «не люб», меняется с тем, кто «люб».

Когда все пересели и наигрались, заканчиваем игру. Ведущий говорит:

- А если вы все скажите, что каждый друг другу люб, то мы закончим игру.

Игроки по кругу отвечают на вопрос ведущего: люб.

Ведущий в конце говорит:

- И вы мне все любы!

Правила игры, о которых надо договориться сразу: знакомимся со всеми сидящими в круге по очереди, называем по имени, или имени-отчеству, если так представился игрок; если забыли имя, то не показываем пальцем, а указываем-приглашаем красивым жестом руки; в игре используем только игровые слова люб, не люб. Не говорим: нет, не нравится; если выбрали, не отказываемся пересесть; не выбираем всё время одних и тех же людей.

2. Выборы воды (ведущего) для следующей игры

Выборы ведущего становятся отдельной игрой. Обычно дети хотят, чтобы их назначил педагог. Предложить детям самим выбрать воду по считалке.

- Давайте рассчитаемся, чтобы выбрать воду. Кто знает считалки?

Если много желающих, а педагог не хочет назначать воду, можно устроить вариант ещё одной игры «Слепой случай (жмурки)». Взрослый закрывает глаза, кружится на месте, протягивает руку (дети стоят близко, с поднятыми руками) прикасается к кому-то: это будет человек, говорящий считалку.

Играющие становятся в круг.

Педагог предлагает выяснить условия жеребьевки.

- Надо договориться! Можно считать на выбывание в одном коне: первый человек, на котором закончится считалка, становится водой. Или, другой вариант: в каждом круге выбывает по одному игроку. И так до последнего игрока, который и становится водой (по времени – это долго).

Играющие договариваются. Ребенок рассказывает считалку по своему выбору (можно услышать современный народный детский фольклор. Родителям всегда это интересно услышать).

Появляется выбранный вода. Можно переходить к следующей игре.

3. Подвижная игра. Все становятся в круг

Игра «Дударь»

Выбранный водящий садится на корточки в круге, изображает собой старенького дедушку.

Хоровод из взрослых и детей идет «по солнышку», все говорят слова:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище.

Его во колоду, его во сырую, его во гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Дударь отвечает: Голова (или другую часть тела).

Играющие спрашивают: У себя или у соседа?

Дударь:

- У себя. (Тогда все играющие берутся за собственную голову и т.п.);

или

- У соседа. (Тогда все играющие берут за голову правой рукой правого соседа, левой рукой – левого).

Идут по кругу, говорят тот же текст и вопрос.

Ситуация повторяется второй раз, но «лечат» уже другую часть тела.

В третий раз, Дударь отвечает: «Ничего не болит, вас иду ловить».

Все разбегаются (элемент игры «в пятнашки»).

4. Подвижная игра на выбор

Игра «И шёл козёл дорогою»

Имеет разные варианты и музыкальное сопровождение игровых слов.

Должно быть нечетное количество участников.

Участники становятся в круг взявшись за руки, идут «по солнышку». В центре круга стоит мальчик «козлик», выбранный водящим в этом коне.

Участники говорят-напевают игровые слова:

И шёл козёл дорогою,

Дорогою широкою.

Нашёл козу безрогую,

Безрогую козу.

После этого водящий выбирает девочку из круга, выводит её на середину.

Все говорят игровые слова – припев, выполняют все движения, о которых говорят.

Припев:

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем,

Помашем, помашем.

Головкой покачаем,

покачаем, покачаем,

И снова начинаем,

Начинаем, начинаем.

После этих слов заводящий (педагог или родитель) кричит: Вот моя пара!

Играющие бросаются искать себе пару, обнимаются. «Козлик» со своей «козой» остаются вместе, не разбивают пару. Оставшийся нечетный игрок становится новым «козликом» в новом коне. Игра продолжается дальше, пока не кончатся все куплеты или не надоест участникам.

Куплеты:

И шёл козел тропинкою,

Тропинкою, тропинкою.

Нашел козу с горбинкою,

С горбинкою козу.

И шёл козёл по мостику,

По мостику, по мостику.

Нашёл козу без хвостика,

Без хвостика козу.

И шёл козёл опушечкой,

Опушечкой, опушечкой.

Нашёл козу – дурнушечку,

Дурнушечку – козу.

И шёл козёл по лесу,

По лесу, по лесу.

Нашёл козу - принцессу,

Принцессу - козу.

5. Подвижная игра

В группе, где дети 6-9 лет, встречу можно закончить играми «Пир козла», «Золотые ворота», «Тетёра».

Учащиеся 8-16 лет с удовольствием играют также в игры «Змея», «Ручеёк», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку, «Огарыш».

Библиографический список

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2020.

2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.

3. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. Фольклорные материалы клуба «ДОМОСТРОЙ», Санкт-Петербург.

5. Фольклорные материалы курсов повышения квалификации «Годовой круг праздников».

6. Фотография кукол из личного архива автора.
2023