Библиографическое описание:
Трефилова О.А. Игровая программа «Делу - время, потехе - час» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Игровая программа предназначена для учащихся и родителей, может проводиться во время подготовки к народным календарным праздникам. Блок народных игр можно использовать при проведении праздников: Осенины, Святки, Масленица.
Цель проведение игровой программы: создать условия для сплочения учащихся и их семей средствами традиционной культуры.
Задачи
Воспитательные задачи:
- воспитание ценностного отношения к культуре своего народа;
- сохранение и преумножение семейных ценностей – ценность совместного труда;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
- совершенствование качества взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах духовно-нравственного развития ребенка.
Развивающие задачи:
- создание условий для получения опыта сотрудничества в решении практических задач;
- развитие субъектной активности средствами игровой деятельности;
- развитие умения взаимодействовать в детско-взрослом сообществе;
- обогащение активного словарного запаса примерами игрового детского фольклора: игровые слова, считалки.
Образовательные задачи: формирование практических навыков изготовления одного из видов традиционной народной куклы – Кувадки.
Ожидаемый результат проведения игровой программы:
ü Сопричастность и командный дух: приобщение учащихся к традициям Дворца творчества, творческих коллективов.
ü Сплочение группы учащихся и их семей; увлечение общей работой, радость и взаимная поддержка, возникшие при непосредственном активном участии самих родителей.
ü Приобщение к традиционной культуре русского народа: материальной и духовной.
ü Приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках.
ü Эмоциональный отклик, опыт сопереживания и сохранения памяти.
ü Рост доверия в отношениях между семьей и учреждением, развитие сотрудничества в интересах ребенка.
Сценарий игровой программы
1. Проведение мастер-класса для детей и родителей по изготовлению народной куклы Кувадки (Приложение 1).
2. Проведение игровой площадки для детей и родителей: народные тихие и подвижные игры в помещении (Приложение 2).
Приложение №1
Мастер-класс «Кукла Кувадка»
Куклы Кувадки – простые обрядовые куклы. Относятся к старинному обряду «кувады» - сопровождения таинства рождения ребенка, были первыми игрушками младенца, вывешивались в колыбели.
В тоже время, простая форма таких кукол-скруток используется как основа для обрядовых кукол свадебного цикла, простых игровых кукол «девушка», «парень». Эта кукла безшитьевая, поэтому успешно выполняется даже детьми 6-7 лет. Главная трудность для детей: уметь завязывать узлы на концах ниток.
Инструменты: ножницы.
Материалы: лоскуты хлопчатобумажной, льняной ткани разных расцветок; нитки для завязки деталей (можно надергать из используемой ткани); толстые нитки для поясков, волос.
Изготовление основы
Лоскут ткани размером 10х15 см скрутить к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегнуть пополам. Отступив от сгиба, накрутить, стянуть несколько раз цветной ниткой, завязать на два узла. Получилась «голова» и «тело» (Рисунок 1).
«Руки» - из лоскута размером 6х6 см сделать вторую скрутку. Стянуть, накрутить нитки с двух сторон, отступив от края по 1 см («ладошки»).
Вставить скрутку «руки» между двумя деталями скрутки «тело». Плотно перевязать несколько раз ниткой («талия») и еще крест-накрест по «груди» (Рисунок 2).
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Украшение куклы
Кукла может играть разные роли. Для этого куклу можно выполнить и одеть по-разному.
Куклы в колыбель (в современном бытовании - сувениры).
Куколки (3-5 штук) выполнить из разноцветных тканей. Через сгиб верхней части основы куклы продеть крепкую цветную нить. Собрать в связку.
Кукла «девушка» (Рисунок 3):
- рубаха: длинный прямоугольный лоскут светлой ткани с отверстием посередине надеть на плечи; длинный сарафан с поясом: накрутить прямоугольный лоскут, завязать пояском плетёным (плетенка в три пряди) или свитым из 2 ниток).
прическа: можно выполнить волосы из шерстяных ниток. Тогда это кукла – девушка, в народной традиции только девочки и девушки могли носить прическу в виде открытой одной косы.
Кукла «баба»:
- рубаха; сарафан с поясом; повязанный платок с завязками на тыльной стороне куклы, волос не видно. Тогда это кукла - баба. В народной традиции замужние женщины волосы заплетали в две косы, прятали их под головным убором, платком.
Кукла «парень»:
- рубаха короткая, до колен; пояс; порты: поскольку ноги у куклы остались видны, то можно их перевязать нитками по аналогии с руками;
- на голове: шапка или короткие волосы из ниток.
Рисунок 3.
Приложение №2
Методические рекомендации по проведению народных игр
В результате обучения автора разработки на курсах повышения квалификации у известных в Санкт-Петербурге педагогов-фольклористов Ерёминой Н.В., Емельяновой Г.В. появилась подборка игр, в которые удобно и целесообразно играть на празднике в границах учебного класса или в рекреации.
Наши любимые игры:
«Люб ли сосед», «И шёл козел дорогою», «Пир козла», «Дударь», «Змея», «Золотые ворота», «Тетёра», «Ручеёк», «Огарыш», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку.
1. Можно начать игровую площадку с тихой игры на знакомство и выбор.
С этой игры можно начать всю игровую программу. Можно этой игрой закончить праздник, учитывая эмоциональное состояние детей.
Подготовить стулья, установить их в круг.
Игра «Люб ли сосед»
Все сидят на стульях, поставленных в круг. Ведущий задаёт вопрос человеку, сидящему слева (то есть игра идёт по солнышку, слева направо):
- Люб ли сосед? (тот, который слева).
Играющий может ответить: Люб. Тогда ведущий спрашивает следующего:
- Люб ли сосед?
Играющий может ответить: не люб. Тогда ведущий спрашивает:
- А кого тебе надь-подать?
Играющий называет имя выбранного человека. И тогда происходит смена игроков: тот, который «не люб», меняется с тем, кто «люб».
Когда все пересели и наигрались, заканчиваем игру. Ведущий говорит:
- А если вы все скажите, что каждый друг другу люб, то мы закончим игру.
Игроки по кругу отвечают на вопрос ведущего: люб.
Ведущий в конце говорит:
- И вы мне все любы!
Правила игры, о которых надо договориться сразу: знакомимся со всеми сидящими в круге по очереди, называем по имени, или имени-отчеству, если так представился игрок; если забыли имя, то не показываем пальцем, а указываем-приглашаем красивым жестом руки; в игре используем только игровые слова люб, не люб. Не говорим: нет, не нравится; если выбрали, не отказываемся пересесть; не выбираем всё время одних и тех же людей.
2. Выборы воды (ведущего) для следующей игры
Выборы ведущего становятся отдельной игрой. Обычно дети хотят, чтобы их назначил педагог. Предложить детям самим выбрать воду по считалке.
- Давайте рассчитаемся, чтобы выбрать воду. Кто знает считалки?
Если много желающих, а педагог не хочет назначать воду, можно устроить вариант ещё одной игры «Слепой случай (жмурки)». Взрослый закрывает глаза, кружится на месте, протягивает руку (дети стоят близко, с поднятыми руками) прикасается к кому-то: это будет человек, говорящий считалку.
Играющие становятся в круг.
Педагог предлагает выяснить условия жеребьевки.
- Надо договориться! Можно считать на выбывание в одном коне: первый человек, на котором закончится считалка, становится водой. Или, другой вариант: в каждом круге выбывает по одному игроку. И так до последнего игрока, который и становится водой (по времени – это долго).
Играющие договариваются. Ребенок рассказывает считалку по своему выбору (можно услышать современный народный детский фольклор. Родителям всегда это интересно услышать).
Появляется выбранный вода. Можно переходить к следующей игре.
3. Подвижная игра. Все становятся в круг
Игра «Дударь»
Выбранный водящий садится на корточки в круге, изображает собой старенького дедушку.
Хоровод из взрослых и детей идет «по солнышку», все говорят слова:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую!
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает: Голова (или другую часть тела).
Играющие спрашивают: У себя или у соседа?
Дударь:
- У себя. (Тогда все играющие берутся за собственную голову и т.п.);
или
- У соседа. (Тогда все играющие берут за голову правой рукой правого соседа, левой рукой – левого).
Идут по кругу, говорят тот же текст и вопрос.
Ситуация повторяется второй раз, но «лечат» уже другую часть тела.
В третий раз, Дударь отвечает: «Ничего не болит, вас иду ловить».
Все разбегаются (элемент игры «в пятнашки»).
4. Подвижная игра на выбор
Игра «И шёл козёл дорогою»
Имеет разные варианты и музыкальное сопровождение игровых слов.
Должно быть нечетное количество участников.
Участники становятся в круг взявшись за руки, идут «по солнышку». В центре круга стоит мальчик «козлик», выбранный водящим в этом коне.
Участники говорят-напевают игровые слова:
И шёл козёл дорогою,
Дорогою широкою.
Нашёл козу безрогую,
Безрогую козу.
После этого водящий выбирает девочку из круга, выводит её на середину.
Все говорят игровые слова – припев, выполняют все движения, о которых говорят.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем.
Головкой покачаем,
покачаем, покачаем,
И снова начинаем,
Начинаем, начинаем.
После этих слов заводящий (педагог или родитель) кричит: Вот моя пара!
Играющие бросаются искать себе пару, обнимаются. «Козлик» со своей «козой» остаются вместе, не разбивают пару. Оставшийся нечетный игрок становится новым «козликом» в новом коне. Игра продолжается дальше, пока не кончатся все куплеты или не надоест участникам.
Куплеты:
И шёл козел тропинкою,
Тропинкою, тропинкою.
Нашел козу с горбинкою,
С горбинкою козу.
И шёл козёл по мостику,
По мостику, по мостику.
Нашёл козу без хвостика,
Без хвостика козу.
И шёл козёл опушечкой,
Опушечкой, опушечкой.
Нашёл козу – дурнушечку,
Дурнушечку – козу.
И шёл козёл по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашёл козу - принцессу,
Принцессу - козу.
5. Подвижная игра
В группе, где дети 6-9 лет, встречу можно закончить играми «Пир козла», «Золотые ворота», «Тетёра».
Учащиеся 8-16 лет с удовольствием играют также в игры «Змея», «Ручеёк», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку, «Огарыш».
Библиографический список
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2020.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.
3. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Фольклорные материалы клуба «ДОМОСТРОЙ», Санкт-Петербург.
5. Фольклорные материалы курсов повышения квалификации «Годовой круг праздников».
6. Фотография кукол из личного архива автора.
Трефилова О.А. Игровая программа «Делу - время, потехе - час» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Игровая программа предназначена для учащихся и родителей, может проводиться во время подготовки к народным календарным праздникам. Блок народных игр можно использовать при проведении праздников: Осенины, Святки, Масленица.
Цель проведение игровой программы: создать условия для сплочения учащихся и их семей средствами традиционной культуры.
Задачи
Воспитательные задачи:
- воспитание ценностного отношения к культуре своего народа;
- сохранение и преумножение семейных ценностей – ценность совместного труда;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
- совершенствование качества взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах духовно-нравственного развития ребенка.
Развивающие задачи:
- создание условий для получения опыта сотрудничества в решении практических задач;
- развитие субъектной активности средствами игровой деятельности;
- развитие умения взаимодействовать в детско-взрослом сообществе;
- обогащение активного словарного запаса примерами игрового детского фольклора: игровые слова, считалки.
Образовательные задачи: формирование практических навыков изготовления одного из видов традиционной народной куклы – Кувадки.
Ожидаемый результат проведения игровой программы:
ü Сопричастность и командный дух: приобщение учащихся к традициям Дворца творчества, творческих коллективов.
ü Сплочение группы учащихся и их семей; увлечение общей работой, радость и взаимная поддержка, возникшие при непосредственном активном участии самих родителей.
ü Приобщение к традиционной культуре русского народа: материальной и духовной.
ü Приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках.
ü Эмоциональный отклик, опыт сопереживания и сохранения памяти.
ü Рост доверия в отношениях между семьей и учреждением, развитие сотрудничества в интересах ребенка.
Сценарий игровой программы
1. Проведение мастер-класса для детей и родителей по изготовлению народной куклы Кувадки (Приложение 1).
2. Проведение игровой площадки для детей и родителей: народные тихие и подвижные игры в помещении (Приложение 2).
Приложение №1
Мастер-класс «Кукла Кувадка»
Куклы Кувадки – простые обрядовые куклы. Относятся к старинному обряду «кувады» - сопровождения таинства рождения ребенка, были первыми игрушками младенца, вывешивались в колыбели.
В тоже время, простая форма таких кукол-скруток используется как основа для обрядовых кукол свадебного цикла, простых игровых кукол «девушка», «парень». Эта кукла безшитьевая, поэтому успешно выполняется даже детьми 6-7 лет. Главная трудность для детей: уметь завязывать узлы на концах ниток.
Инструменты: ножницы.
Материалы: лоскуты хлопчатобумажной, льняной ткани разных расцветок; нитки для завязки деталей (можно надергать из используемой ткани); толстые нитки для поясков, волос.
Изготовление основы
Лоскут ткани размером 10х15 см скрутить к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегнуть пополам. Отступив от сгиба, накрутить, стянуть несколько раз цветной ниткой, завязать на два узла. Получилась «голова» и «тело» (Рисунок 1).
«Руки» - из лоскута размером 6х6 см сделать вторую скрутку. Стянуть, накрутить нитки с двух сторон, отступив от края по 1 см («ладошки»).
Вставить скрутку «руки» между двумя деталями скрутки «тело». Плотно перевязать несколько раз ниткой («талия») и еще крест-накрест по «груди» (Рисунок 2).
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Украшение куклы
Кукла может играть разные роли. Для этого куклу можно выполнить и одеть по-разному.
Куклы в колыбель (в современном бытовании - сувениры).
Куколки (3-5 штук) выполнить из разноцветных тканей. Через сгиб верхней части основы куклы продеть крепкую цветную нить. Собрать в связку.
Кукла «девушка» (Рисунок 3):
- рубаха: длинный прямоугольный лоскут светлой ткани с отверстием посередине надеть на плечи; длинный сарафан с поясом: накрутить прямоугольный лоскут, завязать пояском плетёным (плетенка в три пряди) или свитым из 2 ниток).
прическа: можно выполнить волосы из шерстяных ниток. Тогда это кукла – девушка, в народной традиции только девочки и девушки могли носить прическу в виде открытой одной косы.
Кукла «баба»:
- рубаха; сарафан с поясом; повязанный платок с завязками на тыльной стороне куклы, волос не видно. Тогда это кукла - баба. В народной традиции замужние женщины волосы заплетали в две косы, прятали их под головным убором, платком.
Кукла «парень»:
- рубаха короткая, до колен; пояс; порты: поскольку ноги у куклы остались видны, то можно их перевязать нитками по аналогии с руками;
- на голове: шапка или короткие волосы из ниток.
Рисунок 3.
Приложение №2
Методические рекомендации по проведению народных игр
В результате обучения автора разработки на курсах повышения квалификации у известных в Санкт-Петербурге педагогов-фольклористов Ерёминой Н.В., Емельяновой Г.В. появилась подборка игр, в которые удобно и целесообразно играть на празднике в границах учебного класса или в рекреации.
Наши любимые игры:
«Люб ли сосед», «И шёл козел дорогою», «Пир козла», «Дударь», «Змея», «Золотые ворота», «Тетёра», «Ручеёк», «Огарыш», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку.
1. Можно начать игровую площадку с тихой игры на знакомство и выбор.
С этой игры можно начать всю игровую программу. Можно этой игрой закончить праздник, учитывая эмоциональное состояние детей.
Подготовить стулья, установить их в круг.
Игра «Люб ли сосед»
Все сидят на стульях, поставленных в круг. Ведущий задаёт вопрос человеку, сидящему слева (то есть игра идёт по солнышку, слева направо):
- Люб ли сосед? (тот, который слева).
Играющий может ответить: Люб. Тогда ведущий спрашивает следующего:
- Люб ли сосед?
Играющий может ответить: не люб. Тогда ведущий спрашивает:
- А кого тебе надь-подать?
Играющий называет имя выбранного человека. И тогда происходит смена игроков: тот, который «не люб», меняется с тем, кто «люб».
Когда все пересели и наигрались, заканчиваем игру. Ведущий говорит:
- А если вы все скажите, что каждый друг другу люб, то мы закончим игру.
Игроки по кругу отвечают на вопрос ведущего: люб.
Ведущий в конце говорит:
- И вы мне все любы!
Правила игры, о которых надо договориться сразу: знакомимся со всеми сидящими в круге по очереди, называем по имени, или имени-отчеству, если так представился игрок; если забыли имя, то не показываем пальцем, а указываем-приглашаем красивым жестом руки; в игре используем только игровые слова люб, не люб. Не говорим: нет, не нравится; если выбрали, не отказываемся пересесть; не выбираем всё время одних и тех же людей.
2. Выборы воды (ведущего) для следующей игры
Выборы ведущего становятся отдельной игрой. Обычно дети хотят, чтобы их назначил педагог. Предложить детям самим выбрать воду по считалке.
- Давайте рассчитаемся, чтобы выбрать воду. Кто знает считалки?
Если много желающих, а педагог не хочет назначать воду, можно устроить вариант ещё одной игры «Слепой случай (жмурки)». Взрослый закрывает глаза, кружится на месте, протягивает руку (дети стоят близко, с поднятыми руками) прикасается к кому-то: это будет человек, говорящий считалку.
Играющие становятся в круг.
Педагог предлагает выяснить условия жеребьевки.
- Надо договориться! Можно считать на выбывание в одном коне: первый человек, на котором закончится считалка, становится водой. Или, другой вариант: в каждом круге выбывает по одному игроку. И так до последнего игрока, который и становится водой (по времени – это долго).
Играющие договариваются. Ребенок рассказывает считалку по своему выбору (можно услышать современный народный детский фольклор. Родителям всегда это интересно услышать).
Появляется выбранный вода. Можно переходить к следующей игре.
3. Подвижная игра. Все становятся в круг
Игра «Дударь»
Выбранный водящий садится на корточки в круге, изображает собой старенького дедушку.
Хоровод из взрослых и детей идет «по солнышку», все говорят слова:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую!
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает: Голова (или другую часть тела).
Играющие спрашивают: У себя или у соседа?
Дударь:
- У себя. (Тогда все играющие берутся за собственную голову и т.п.);
или
- У соседа. (Тогда все играющие берут за голову правой рукой правого соседа, левой рукой – левого).
Идут по кругу, говорят тот же текст и вопрос.
Ситуация повторяется второй раз, но «лечат» уже другую часть тела.
В третий раз, Дударь отвечает: «Ничего не болит, вас иду ловить».
Все разбегаются (элемент игры «в пятнашки»).
4. Подвижная игра на выбор
Игра «И шёл козёл дорогою»
Имеет разные варианты и музыкальное сопровождение игровых слов.
Должно быть нечетное количество участников.
Участники становятся в круг взявшись за руки, идут «по солнышку». В центре круга стоит мальчик «козлик», выбранный водящим в этом коне.
Участники говорят-напевают игровые слова:
И шёл козёл дорогою,
Дорогою широкою.
Нашёл козу безрогую,
Безрогую козу.
После этого водящий выбирает девочку из круга, выводит её на середину.
Все говорят игровые слова – припев, выполняют все движения, о которых говорят.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем.
Головкой покачаем,
покачаем, покачаем,
И снова начинаем,
Начинаем, начинаем.
После этих слов заводящий (педагог или родитель) кричит: Вот моя пара!
Играющие бросаются искать себе пару, обнимаются. «Козлик» со своей «козой» остаются вместе, не разбивают пару. Оставшийся нечетный игрок становится новым «козликом» в новом коне. Игра продолжается дальше, пока не кончатся все куплеты или не надоест участникам.
Куплеты:
И шёл козел тропинкою,
Тропинкою, тропинкою.
Нашел козу с горбинкою,
С горбинкою козу.
И шёл козёл по мостику,
По мостику, по мостику.
Нашёл козу без хвостика,
Без хвостика козу.
И шёл козёл опушечкой,
Опушечкой, опушечкой.
Нашёл козу – дурнушечку,
Дурнушечку – козу.
И шёл козёл по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашёл козу - принцессу,
Принцессу - козу.
5. Подвижная игра
В группе, где дети 6-9 лет, встречу можно закончить играми «Пир козла», «Золотые ворота», «Тетёра».
Учащиеся 8-16 лет с удовольствием играют также в игры «Змея», «Ручеёк», «Челнок», «Жмурки», «Путаница», прыжки через веревку, «Огарыш».
Библиографический список
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2020.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.
3. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Фольклорные материалы клуба «ДОМОСТРОЙ», Санкт-Петербург.
5. Фольклорные материалы курсов повышения квалификации «Годовой круг праздников».
6. Фотография кукол из личного архива автора.