Актуальные вопросы начального общего образования

Носонова Н.В. Каллиграфия. Особенности обучения письму

Библиографическое описание:

Носонова Н.В. Каллиграфия. Особенности обучения письму // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Формирование каллиграфических навыков

Навыки каллиграфии формируются на основе методики обучения письму. Письмо не просто знаки. Это система, которая, как ранее уже отмечалось, соединенная напрямую с речевой деятельностью человека. С помощью письма человек выражает мысли и чувства, обличая их в текстовое сообщение. Говорение - это звуковое воспроизведение, средство общения. Письмо-его дополнение.

Методика трактует понятие «каллиграфия» как «умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами в прописях. В обучении каллиграфии имеет значение соблюдение строки, полей справа и слева страницы, единообразия в размере и наклоне букв, начертания букв и соединений». Это цитата из словаря-справочника по методике русского языка М.Р. Львова (Львов Михаил Ростиславович, педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО (1993; член-корреспондент АПН СССР с 1978, доктор педагогических наук и профессор (1976).

Задача каллиграфии-формирование почерка. Постепенно скорость письма ребенка увеличивается, а почерк при этом может деформироваться. Важно удержать не только наклон букв и их форму, но и грамотное написание. Если эти характеристики не сохраняются, возникают каллиграфические и грамматические ошибки.

Обучение письму-основной этап младшей школы, особенно для первого класса. В последующем эти навыки закрепляются и совершенствуются. Основная цель обучения письму-формирование навыка создания письменной формы речи.

Актуальность обучения каллиграфическому письму заключается и в том, что современный ученик растет и развивается в эпоху научно-технического прогресса, быстрой смены информации, что влечет за собой острую необходимость в повышении уровня свои знаний и умений. Помимо ровного, красивого, быстрого почерка каллиграфия формирует общеучебные навыки, которые в дальнейшем будут надежной опорой для ребенка на всех этапах дальнейшего освоения различных учебных дисциплин, не только русского языка.

Навык каллиграфического письма формируется на основе нескольких параметров:

· Изучение действия отдельными элементами;

· Соединение отдельных частей в единое целое;

· Фактическое освоение навыка как действия.

В результате этих шагов навык должен перерасти в стадию автоматизации. К этому уровню относится быстрота и плавность написания, легкость этого действия. Без регулярных тренировок с помощью специальных упражнений навык невозможно сформировать качественно. Для начала необходимо сформировать последовательность движений. Поэтому написание букв в каллиграфии рассматривается как отдельные элементы, которые в дальнейшем соединяются. Запоминание начинается со зрительного представления начертания элемента. Воспроизведение элемента, а затем и полностью буквы на письме осуществляется на основе зрительного представления о форме и знания о последовательности её начертания.

Важно вовремя начать освоение учащимися навыка каллиграфического письма. На сегодня это одна из основных проблем письменной речи. Качество письма, к сожалению, недостаточно хорошо развито. Если не вести систематическую работу по улучшению и совершенствованию навыков письма, в дальнейшем можно столкнуться с развитием неграмотной письменной речи. Со временем увеличивается скорость и объем письменных работ, что требует качественного навыка. Важно привить ученику внимательность и аккуратность в выполнении письменных работ. Это поможет сформировать не только каллиграфические навыки, но и поможет освоить правила и привычку грамотного письма.

Обучение письму как важная составляющая письменной формы речи Принципы письма

Как ранее уже отмечалось, на этапе начальной школы закладывается навык красивого и грамотного письма, который в дальнейшем закрепляется и совершенствуется. Это дает возможность научиться создавать письменную форму речи. Принципы обучения письму формируют технологию учебного процесса.

Современная школа придерживается обучения курсивному письму. Такой принцип письма содержит буквы, которые связаны друг с другом. Способ курсивного написания призван для более быстрого и эффективного результата. Работа курсивом позволяет не отрывать ручку при написании. Не все готовы согласиться с таким мнением. Многие считают, что на письмо курсивом затрачивается много времени. С другой стороны, это эффективный способ научить писать ровно, красиво, с правильным наклоном, возможность научить ребенка воспринимать слово как целое. Этот стиль письма очень похож на прописи, которые многие помнят по своей начальной школе.

Задача педагога-помочь учащемуся освоить графический навык, начертание букв с помощью определенных движений руки, т.е. перекодирование звуков речи в соответствующие буквы.

В обучении письму выделяют несколько базовых принципов, а точнее восемь. К ним относятся:

· Принцип наглядности;

· Принцип сознательности;

· Принцип повторяемости;

· Принцип нарастания сложностей;

· Принцип учета индивидуальных особенностей;

· Принцип параллельного обучения письму и чтению;

· Принцип поэлементного изучения букв;

· Принцип одновариантного начертания письменных букв.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов:

Принцип наглядности

Исходя из названия принципа не сложно догадаться, что главное в нем - это демонстрация процесса письма ученику. Это возможно сделать на тетрадном листе, на рабочей доске, в специальных прописях или на любом листе. Процесс демонстрации необходим для более точного понимания изображения элемента и буквы целиком. Невозможно обеспечить качественный процесс написания только на основе устного объяснения. В идеале важен трехсторонний процесс: озвучивание-демонстрация-практика (отработка, повторение). Подражание и копирование-главные действия для усвоения информации и формирования навыка.

Принцип сознательности

Этот принцип говорит, что необходимо подробно и точно объяснять приемы и умения, которые необходимо сформировать педагогу у учащегося. Очень важно, чтобы ребенок не просто увидел, но и понял процесс написания. На начальном этапе освоения навыка письма необходимо, чтобы ученик освоил порядок написания и соединения букв, условия и правильность написания наклона и высоты букв, правильное положение ручки в руке, правильная посадка и расположение рук при письме.

Принцип повторяемости

При этом принципе тренируется автоматизация навыка письма. Именно правильное повторения написания элементов и букв и повторного их написания помогает совершенствовать этот навык. Особенно этот процесс важен на начальном этапе освоения письма. Здесь необходимо помнить, что если ребенок по разным причинам прерывает занятия письмом, то происходит забывание изученного, т.к. навык еще не окреп. Поэтому, по возможности, навык надо тренировать в том числе и в выходные или каникулы, повторять форму букв, правила письма, соединение элементов.

Принцип нарастания сложностей

Этот принцип подразумевает от простого к сложному. Это очень просто объясняется: вначале происходит изучение элементов букв, далее-написание буквы, после -сочетания букв, т.е. их соединение. Этот принцип является основным. Он основан на работе с формой буквы. Буквы существуют разные, какие-то из них графически понятны, некоторые более сложные по написанию, что и предполагает нарастание сложностей.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Этот принцип не менее важен, так как нельзя не учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый имеет свои особенности развития, к которым можно отнести:

Зрение –близорукость, дальнозоркость;

Характер восприятия и переработки информации (репрезентативная система) - аудиал (ориентация на слух), визуал (ориентация на видение, картинку), кинестетик (ориентация на ощущения, прикосновение);

Физиологические особенности, отклонения-дрожание или подергивание рук, слабая моторика и т.п.

Особенности позы, манеры письма, расположение бумаги.

К этому необходимо добавить особенности воспроизведения форм букв, соблюдение последовательности и условий написания, соединение элементов, темп письма.

Если учесть перечисленные особенности и вовремя обратить на них внимание, это позволить скорректировать ситуацию, увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению

Данный принцип известен очень давно. Еще Ушинский ввел его в обучение более 100 лет назад. Изучая буквы, ребенок осваивает чтение. Поэтому рекомендуется параллельно с обучением письму учить детей и читать.

Принцип поэлементного изучения букв

Ребенку необходимо понимать и освоить правильное написание элементов каждой буквы. Но это не значит, что речь идет об отрывном письме. Написание букв включает в себя непрерывные двигательные движения. Как ранее уже говорилось, важно не просто изображать элементы, но и правильно соединять их, производить цельные законченные движения, сопровождаемые вполне естественным движением руки.

Принцип одновариантного написания письменных букв

Данный принцип можно наблюдать через постоянство написания форм букв и их элементов.

Достичь правильного и качественного навыка можно с помощью многократного повторения однообразных элементов, выполнения однообразных действий.

Перечисленные принципы определенно имеют важность для обучения письму. Они являются основой и опорой для развития навыка письма. Не менее важны и методы, следуя которым можно сформировать этот навык.

Библиографический список

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. - М., 1995. - № 12. - С. 11 - 22.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. - С. 7 -20.

5. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. - М.: Издательство «Вердана», 2003 - №1 (4). - С. 138 - 142.
2023