Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Янина И.А. Технология «Клубный час», как способ решения сопутствующих проблем у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


На современном этапе развития все чаще происходят изменения в образовательных процессах. Наряду с традиционными способами, все больше внедряются и активные методы обучения и воспитания. В этих изменяющихся условиях, педагогу ДОУ необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий.
Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности дошкольников. От этого в большой степени зависит и эффективность образовательного процесса, и успех коррекционной работы, и отдаленные результаты в целом.
Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ «ЦРР д/с №34 «Рябинушка» город Геленджик, в группе компенсирующего вида, логопедической направленности. Группа детей старшего возраста.
В составе группы дети с разными логопедическими и сопутствующими диагнозами. Количество детей в группе - 20. У всех детей ОНР, из них-5 человек с I уровнем, 7 человек со II уровнем и дизартрией; 4 человека с III уровнем и дизартрией, 1 ребенок с моторной алалией, 1 ребенок с комбинированным диагнозом, логоневроз ОНР II уровня; 1 ребенок с РАС и ребенок с нарушением интеллекта.
У всех детей недостаточность эмоционально - волевой сферы и высших психических функций, а также нарушение поведения.
Общее недоразвитие речи (ОНР) неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи. В качестве общих признаков отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Помимо речевых нарушений, у ребят наблюдаются следующие сопутствующие проблемы: нарушение поведения, робость, замкнутость, либо наоборот расторможенность и полное неумение контролировать себя. Данные проблемы были выявлены в ходе проведения промежуточной диагностики Иншаковой Ольги Борисовны «Альбом для логопеда» и Володиной Виктории Семеновны «Альбом по развитию речи. Говорим правильно».
На всех этапах развития ребенка необходима постоянная обратная связь между разными специалистами: неврологами, психиатрами, логопедами, психологами и педагогами дошкольного учреждения (музыкальными работниками, инструктором по физкультуре). В основе комплексного подхода предусматриваются логопедические, психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия, которые должны проводиться длительно и систематически. Традиционное логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложноорганизованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них имеет различные цели, задачи, методы и приемы.
В связи с тем, что дети в нашей группе имеют сопутствующие проблемы, обозначенные выше, для их решения нужны особые подходы, методы, средства и технологии. Педагоги нашего детского сада не один год используют в своей работе различные технологии открытого образования. И мне, в свою очередь, хотелось ввести в свою работу новые подходы. Таким подходом и стала технология Гришаевой Наталии Петровны «Клубный час».
В январе 2017 года я проходила курсы повышения квалификации в рамках Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» - «Современные подходы и методы к введению ФГОСДО» в г. Москва. В рамках этого события я посетила «Школу-сад новых технологий», где внедрена технология «Клубный час». Меня очень заинтересовала данная технология тем, что помогает воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим, способствует формированию умения проявлять инициативу, самостоятельно находить для этого речевые средства, учит планировать свои действия и оценивать их результаты.
Данную технологию, в нашем детском саду, мы ввели в январе 2017 года. Нам пришлось внести некоторые коррективы, для более эффективного использования технологии, согласно условиям и специфике нашего детского сада. Что же представляет адаптированная технология «Клубный час» в нашем учреждении? Необходимо отметить, что в нашем саду не один год, работают творческие мастерские, которые мы и решили использовать для проведения Клубного часа. Так групповое помещение превращаются в «мастерские». Именно там, педагоги или проявившие инициативу родители, проводят свои мастер-классы. Каждая «мастерская» специализируется на определенных техниках. Например, в нашей группе это всегда бисероплетение, в группе «Особый ребенок» - это нетрадиционные техники рисования, в группе «Львята» - экспериментирование и т.д.
Перед началом «Клубного часа» в каждой группе проводится «рефлексивный круг», на котором детям напоминают о правилах поведения во время клубного часа, в какой «мастерской» будет проходить тот или иной мастер- класс. Дети сами определяют маршрут, куда бы они хотели пойти. Дети нашей группы чаще всего объединяются парами. Звенит колокольчик, и дети начинают «путешествие» по детскому саду. Правилами предусмотрено, что не все двери могут быть для них открыты. Это группы младшего и ясельного возраста, кабинет заведующей, медкабинет и группы, которые закрыты карантин. Дети распознают их по определенным цветовым указателям. Среди детей, «путешествующих» по детскому саду во время клубного часа встречаются такие, которые не смогли определиться со своими интересами, они также ходят из одной «мастерской» в другую, но могут не участвовать в мастер-классе, а просто поиграть в любой группе или понаблюдать со стороны. Есть дети, которые в силу каких - либо причин боятся самостоятельно передвигаться по детскому саду. В таком случае его сопровождает педагог или младший воспитатель.
Замечено, что со временем у некоторых из них исчезает страх, и они с удовольствием участвует уже в следующем клубном часе. Клубный час, согласно названию, длится 1 час. По истечении этого времени дети возвращаются в свои группы, где снова проводится «рефлексивный круг». Каждый ребенок имеет возможность рассказать о том, где он был, чему научился, что понравилось, что не понравилось, куда бы хотел пойти в следующий раз. Педагог, наряду с вопросами рефлексии, обязательно задает вопрос, был ли кто остановлен за нарушение правил? Простой с виду вопрос, на самом деле имеет важную составляющую. Дети научаются контролировать себя, свои эмоции, свою дисциплину.
Какие же результаты мы достигаем? (График 1) Так как у наших детей с нарушениями речи множество сопутствующих проблем, эта технология учит их преодолевать себя - нежелание разговаривать, так как его не все понимают, робость, боязнь самостоятельно принимать решения, передвигаться самостоятельно по детскому саду, регулировать свое поведение. Дети становятся более коммуникабельными, они учатся планировать свой маршрут и следовать своим интересам. Научаются общаться с другими педагогами и детьми не из своей группы. Получают массу положительных эмоций. В результате прохождения нескольких мастер - классов в течение клубного часа, дети приносят в группу не одну рукотворную поделку, которые они с удовольствием показывают своим родителям.




График 1. Результаты диагностики.

Таким образом, одна из задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социализации, может быть решена благодаря введению и использованию гибких форм работы с нетрадиционными технологиями открытого образования.
8-953-076-76-01 ds34gel@mail.ru
2017