НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сараева А. А. Конспект интегрированного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Удивительные свойства магнита"

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать у детей умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию
действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Развивающие: Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно- исследовательской деятельности, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе.
Активизация словаря: деревянный, пластмассовая, резиновая, железный, стеклянный.
Обогащение словаря: магнитная сила, металлический,алюминиевый.
Оборудование: Демонстрационный: Интерактивная доска, телефон, халат, очки, колпак, магнит, сосуд с водой с монеткой, мяч.
Раздаточный: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы в тарелочках, стаканы с водой, монетки, картонные карточки с «лабиринтом».
Ход занятия.
1.       Организационный момент.
Дети, к нам пришли гости. Давайте покажем, какие мы дружные!
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент
(Звонок по телефону)
Воспитатель (В): - Алло! Здравствуйте, профессор Знайкин! Хорошо, мы сейчас придем.
В: Ребята, звонил профессор Знайкин. Он приглашает нас в гости в свою лабораторию. Хотите пойти? Проходите. Садитесь на стульчики (Воспитатель надевает халат, очки, колпак)
В: Здравствуйте, ребята! Я профессор Знайкин, сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Сначала послушайте одну историю:
Дети смотрят презентацию и слушают рассказ профессора:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолог. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолог, где хотел. Только в одном месте еще ни разу был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолог был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и решил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолог силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолог был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
В.: Ребята, вы догадались, как называлась эта гора? (Ответы детей)
В.: Какой способ нашел Магнитолог, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).
(Воспитатель показывает магнит)
«Вот перед нами обычный магнит. Он какой?
(Обследование: тяжелый, холодный, гладкий, черный, твердый …)
Много секретов в себе он хранит».
В.: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Как вы думаете? (Ответы детей)
В.: Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Помощники готовы? Предлагаю всем пройти в нашу лабораторию.
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из – под ладошек.
И направо и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот влево)
(В: Давайте же вспомним, какие правила безопасности существуют в нашей лаборатории?
Ответы детей: Не толкаться, не шуметь, быть осторожными, т.к. здесь есть предметы, которые могут разбиться, пролить воду, уколоться.)
Дети подходят к столам и встают вокруг них.
В.: У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов. Из чего они сделаны?
Ответы детей: (гайка – железная, карандаш – деревянный, крышка – пластмассовая, листик – бумажный, пузырек – стеклянный, стёрка – резиновая.)
В: Как быстро можно найти предмет, который притягивается? С помощью чего? (С помощью магнита)
В.: Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали?
В: Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы
В.: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
В.: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.)
Вывод: Магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.
 Физкультминутка
Летит стрекоза,
Как горошины глаза
Вверх – вниз,
Взад – вперед,
Как прозрачный самолет.
 В.: Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите монетку и бросьте ее в этот стакан. Теперь вы должны взять магнит и опустить его в воду, поднести к монетке. Что же мы видим? (Дети высказываются)
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства в воде.
В.: Вот вам задачка посложнее. Подумайте и скажите, как достать монетку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)
В.: А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к монетке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю сосуда.
Вывод: Магнит воздействует через стекло.
В.: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт. Хотите в неё поиграть? Я для вас приготовила карточки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
В.: Что происходит с монеткой? (Двигается)
В.: Почему так происходит?
Вывод: Магнит оказывает свое волшебное действие через картон.
В.:А теперь я приглашаю вас поиграть в еще одну игру «Притянет – не притянет». Хотите?
(крышка, кукла, машина, ложка, кружка, банка, карандаш, стакан, мяч, пружинка)
В.: Молодцы, хорошо поиграли.
Итог занятия.
В.: С чем мы сегодня познакомились? Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон).
А в следующий раз мы узнаем, где и как используются эти удивительные свойства магнита.
(Снимаю халат. Вам понравилось у профессора Знайкина? А что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей)
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка по коленкам)
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами)
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо» - (хлопаем в ладоши)
Если нравится тебе, то делай все!

Библиографический список

1. Иванова А.И.. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность
старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //
«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.. детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст: Учеб.пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2005.
4 Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.- 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников / О.В. Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2005.
(Серия «Вместе с детьми».)
6 Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-
сост. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,
2013.
2021