Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Рузмикина А.А. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Проблема здоровья подрастающего поколения стоит остро по всей стране. Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей. Природно-климатические условия в сочетании с экологическим неблагополучием предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей начального школьного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
Школа – это учреждение, в котором наряду с формированием учебной деятельности, формируется мотивация к здоровому образу жизни, знания о своем организме. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка предусматривает:
• знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В настоящее время большое распространение получили разнообразные здоровьесберегающие технологии, которые могут использоваться как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Рассмотрим некоторые виды здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная релаксация (по методу М. Л. Лазарева).
М. Л. Лазарев - руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины. Технология включает в себя не только оздоровительные элементы, но и познавательные, способствующие воспитанию личности ребёнка. Важную роль играет музыка, которая впервые является не дополнительным материалом, а интегрированной основой.
Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой.
Это метод естественного оздоровления, отличающийся тем, что короткий шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой снимает усталость, повышает умственную и физическую работоспособность, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и т.д.
Пальчиковые гимнастики и игры.
Уровень развития мелкой моторики и координация развития движения рук – один из показателей интеллектуального развития, готовности к школьному обучению, а также развития речи. Задачу развития у детей мелкой моторики успешно решают систематические занятия, включающие в себя пальчиковые игры, упражнения с карандашом, мячом, работа с мелким материалом, графические навыки. Это может быть обыгрывание сказок, стихотворений с помощью движений пальцев.
Технология сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажёров В. Ф. Базарного.
Цель данной технологии повысить физическую и психическую активность детей на уроках, предупредить детскую утомляемость ориентируясь на активизацию мышечно-телесного, в том числе зрительного чувства координации (сочетание движений глазами, головой и туловищем в условиях прослеживания зрительных стимулов). Может использоваться в качестве физкультминуток во время любой образовательной деятельности.


Интеллектуальный и антистрессовый массаж используется для стимуляции деятельности нервной системы, повышает работоспособность.
Точечный массаж (по А. А. Уманской)
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, пальцев рук.
Самомассаж проводится в игровой форме «Гимнастика маленьких волшебников», ребенок, играя, лепит себя. Таким образом, у него формируется осознанное отношение к своему телу. Технология способствует расслаблению мышц и снятию нервно-психического напряжения.
Мудры – это особое положение рук. В странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук. Эти знания сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий.
Хатха – йога для детей проводится, как драматизация сказок. Основные позы просты, легко запоминаются и выполняются детьми начальной школы. Упражнения выполняются спокойно, без напряжения, плавно переходя от одного к другому. Данная технология развивает гибкость, укрепляет мышцы живота и спины, улучшает кровообращение, успокаивает нервную систему, даёт отдых, свежесть и бодрость и т. д.
Мышечная релаксация Д. Джекобсона применяется для снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния. Упражнения выделены в комплексы по группам мышц.
Данные и другие здоровьесберегающие технологии уместно использовать в комплексе с теоретическими занятиями, по формированию валеологических представлений детей.

Библиографический список

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.)
2. Базарнов В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Президентская программа «Дети России» Сергиев Посад, 1995.
3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, - 296 с.
4. Обухов Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 – 4 классы. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 – 288 с.
8 908 615 91 42, ania.ruzmikina@yandex.ru
2017