Библиографическое описание:
Оксанен В.В. Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью.
С точки зрения обучающегося учебный проект:
• это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;
• это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Важная роль в проектной деятельности в школе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Всё большее количество учащихся, овладев этими технологиями на уроках информатики и ИКТ, применяют свои знания и на других предметах. Поиск информации значительно облегчается с помощью сети Интернет.
Все проекты, создаваемые школьниками, являются их маленькими победами в учебном процессе. Этому предшествует долгий и кропотливый совместный труд учителя и обучающегося как в учебной, так и внеурочной деятельности. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.
Работа над проектом младшего школьника:
1. Выбрать тему исследования
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему работы предлагает учитель. Это зависит от темы, которую изучают. Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
•Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
•Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Записывается тема своего исследования.
2. Цель и задачи исследования:
Ученик сформулировал тему своего исследования. Нужно определить цель исследования – ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.
3. Гипотеза исследования
Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
• Предположим…
• Допустим…
• Возможно…
• Что, если…
А также это может быть утверждение, требующее доказательства или опровержения.
Ученик записывает свои гипотезы, для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Затем поочерёдно доказывать или опровергать их.
Далее для успешной проектно-исследовательской деятельности необходимо составить паспорт проекта.
Обязательно надо указать автора, тему и руководителя проекта, а также следующие аспекты:
• Формулировка постановки проблемы;
• Актуальность и значимость работы;
• Объект и предмет исследования;
• Цель работы;
• Задачи исследования;
• Гипотезы;
• Методы исследования;
• Результат исследования;
4. Организация исследования. Учитель предлагает список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у других людей;
• познакомиться с кино - и телефильмами;
• обратиться к Интернету;
• понаблюдать;
• провести эксперимент и другие.
Роль учителя в проектной деятельности состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта он должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Литература
1.Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя» К.Н. Поливанов. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
2.Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя» А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
3.Семенова Н. А. «Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе» /Вестник ТГПУ, –2012. – №11.
Оксанен В.В. Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью.
С точки зрения обучающегося учебный проект:
• это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;
• это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Важная роль в проектной деятельности в школе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Всё большее количество учащихся, овладев этими технологиями на уроках информатики и ИКТ, применяют свои знания и на других предметах. Поиск информации значительно облегчается с помощью сети Интернет.
Все проекты, создаваемые школьниками, являются их маленькими победами в учебном процессе. Этому предшествует долгий и кропотливый совместный труд учителя и обучающегося как в учебной, так и внеурочной деятельности. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.
Работа над проектом младшего школьника:
1. Выбрать тему исследования
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему работы предлагает учитель. Это зависит от темы, которую изучают. Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
•Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
•Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Записывается тема своего исследования.
2. Цель и задачи исследования:
Ученик сформулировал тему своего исследования. Нужно определить цель исследования – ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.
3. Гипотеза исследования
Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
• Предположим…
• Допустим…
• Возможно…
• Что, если…
А также это может быть утверждение, требующее доказательства или опровержения.
Ученик записывает свои гипотезы, для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Затем поочерёдно доказывать или опровергать их.
Далее для успешной проектно-исследовательской деятельности необходимо составить паспорт проекта.
Обязательно надо указать автора, тему и руководителя проекта, а также следующие аспекты:
• Формулировка постановки проблемы;
• Актуальность и значимость работы;
• Объект и предмет исследования;
• Цель работы;
• Задачи исследования;
• Гипотезы;
• Методы исследования;
• Результат исследования;
4. Организация исследования. Учитель предлагает список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у других людей;
• познакомиться с кино - и телефильмами;
• обратиться к Интернету;
• понаблюдать;
• провести эксперимент и другие.
Роль учителя в проектной деятельности состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта он должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Литература
1.Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя» К.Н. Поливанов. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
2.Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников: пособие для учителя» А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
3.Семенова Н. А. «Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе» /Вестник ТГПУ, –2012. – №11.