Библиографическое описание:
Шматенко Т.Л. Формирование духовно-нравственных ценностей через работу клуба «Родной край» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
«Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость…волю к совершенству, радость к любви и вкус к доброте».
Философ Иван Ильин
Задачи: развивать важнейшие духовно-нравственные качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.
Актуальность:
В современной России и мире целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы - создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребёнка.
В «Концепции модернизации российского образования» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. И уже начиная с начальной школы, мы должны развивать эти важнейшие качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания народа необходима единая трактовка что есть «духовность», «нравственность», «культура».
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:
- «Земля отцов – моя Земля»;
- «Школа здорового образа жизни»;
- «Я и природа»;
- «В мире профессий»;
- «Если с другом вышел в путь».
«Земля отцов – моя Земля»
Задачи: воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия:
- работа кружка «Казачок»;
- встречи с наставником Тарабриным Евгением Ивановичем;
- дружба с другими классами казачьей направленности;
- поездки и экскурсии по краю;
- «Душа казачья»- фольклорно-эстетический клуб от МЦРТ ДиЮ.
«Школа здорового образа жизни»
Задачи: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни:
- соревнования «Я и моя семья»;
- подготовка к «Весёлым стартам»;
- всекубанская спартакиада «Спортивные надежды Кубани»;
- мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
«Я и природа»
Задачи: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- участие в природоохранных акциях;
- знакомство с животным миром планеты во время экскурсий.
Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создаётся фундамент правильного отношения к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.
«В мире профессий»
Задачи: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, уважение к различным видам профессий:
- встречи с представителями различных профессий;
- экскурсии на предприятия родной станицы;
- мероприятия, прославляющие профессии родителей.
«Если с другом вышел в путь»
Задачи: воспитание чувства товарищества, коллективизма, творческого развития личности, развитие духовно-нравственных ценностей:
- знакомство с искусством;
- библиотечные часы;
- коллективные игры.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Я хочу, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья.
Необходимо — для полноты ощущения жизни, то есть для счастья — учить детей "большой любви" — к родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только все это — способно создать органическое уважение к человеку, к личности.
Горький М.
Библиографический список
1. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). – М.: Планета, 2000, 2003.
2. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др., под. ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.
3. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. - М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006.
4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Мартис, 1997.
Шматенко Т.Л. Формирование духовно-нравственных ценностей через работу клуба «Родной край» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
«Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость…волю к совершенству, радость к любви и вкус к доброте».
Философ Иван Ильин
Задачи: развивать важнейшие духовно-нравственные качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.
Актуальность:
В современной России и мире целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы - создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребёнка.
В «Концепции модернизации российского образования» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. И уже начиная с начальной школы, мы должны развивать эти важнейшие качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания народа необходима единая трактовка что есть «духовность», «нравственность», «культура».
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:
- «Земля отцов – моя Земля»;
- «Школа здорового образа жизни»;
- «Я и природа»;
- «В мире профессий»;
- «Если с другом вышел в путь».
«Земля отцов – моя Земля»
Задачи: воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия:
- работа кружка «Казачок»;
- встречи с наставником Тарабриным Евгением Ивановичем;
- дружба с другими классами казачьей направленности;
- поездки и экскурсии по краю;
- «Душа казачья»- фольклорно-эстетический клуб от МЦРТ ДиЮ.
«Школа здорового образа жизни»
Задачи: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни:
- соревнования «Я и моя семья»;
- подготовка к «Весёлым стартам»;
- всекубанская спартакиада «Спортивные надежды Кубани»;
- мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
«Я и природа»
Задачи: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- участие в природоохранных акциях;
- знакомство с животным миром планеты во время экскурсий.
Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создаётся фундамент правильного отношения к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.
«В мире профессий»
Задачи: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, уважение к различным видам профессий:
- встречи с представителями различных профессий;
- экскурсии на предприятия родной станицы;
- мероприятия, прославляющие профессии родителей.
«Если с другом вышел в путь»
Задачи: воспитание чувства товарищества, коллективизма, творческого развития личности, развитие духовно-нравственных ценностей:
- знакомство с искусством;
- библиотечные часы;
- коллективные игры.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Я хочу, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья.
Необходимо — для полноты ощущения жизни, то есть для счастья — учить детей "большой любви" — к родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только все это — способно создать органическое уважение к человеку, к личности.
Горький М.
Библиографический список
1. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). – М.: Планета, 2000, 2003.
2. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др., под. ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.
3. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. - М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006.
4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Мартис, 1997.