Актуальные вопросы начального общего образования

Шматенко Т.Л. Формирование духовно-нравственных ценностей через работу клуба «Родной край»

Библиографическое описание:
Шматенко Т.Л. Формирование духовно-нравственных ценностей через работу клуба «Родной край» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

«Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость…волю к совершенству, радость к любви и вкус к доброте».

Философ Иван Ильин

Задачи: развивать важнейшие духовно-нравственные качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.

Актуальность:

В современной России и мире целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы - создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребёнка.

В «Концепции модернизации российского образования» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. И уже начиная с начальной школы, мы должны развивать эти важнейшие качества, обеспечивать условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания народа необходима единая трактовка что есть «духовность», «нравственность», «культура».

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:

- «Земля отцов – моя Земля»;

- «Школа здорового образа жизни»;

- «Я и природа»;

- «В мире профессий»;

- «Если с другом вышел в путь».

«Земля отцов – моя Земля»

Задачи: воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия:

- работа кружка «Казачок»;

- встречи с наставником Тарабриным Евгением Ивановичем;

- дружба с другими классами казачьей направленности;

- поездки и экскурсии по краю;

- «Душа казачья»- фольклорно-эстетический клуб от МЦРТ ДиЮ.

«Школа здорового образа жизни»

Задачи: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни:

- соревнования «Я и моя семья»;

- подготовка к «Весёлым стартам»;

- всекубанская спартакиада «Спортивные надежды Кубани»;

- мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.

«Я и природа»

Задачи: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

- участие в природоохранных акциях;

- знакомство с животным миром планеты во время экскурсий.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создаётся фундамент правильного отношения к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.

«В мире профессий»

Задачи: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, уважение к различным видам профессий:

- встречи с представителями различных профессий;

- экскурсии на предприятия родной станицы;

- мероприятия, прославляющие профессии родителей.

«Если с другом вышел в путь»

Задачи: воспитание чувства товарищества, коллективизма, творческого развития личности, развитие духовно-нравственных ценностей:

- знакомство с искусством;

- библиотечные часы;

- коллективные игры.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Я хочу, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья.

Необходимо — для полноты ощущения жизни, то есть для счастья — учить детей "большой любви" — к родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только все это — способно создать органическое уважение к человеку, к личности.

Горький М.

Библиографический список

1. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). – М.: Планета, 2000, 2003.

2. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др., под. ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.

3. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. - М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006.

4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Мартис, 1997.
2024-03-04 15:50 2023