Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Контроль знаний обучающихся является заключительным этапом цикла педагогического процесса. Систему контроля образуют экзамены, зачёты, устный опрос, контрольные работы, семинары, лабораторные и практические работы, отчёты по практике. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечить систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе [1. с. 54]. Одним из современных методов контроля является тестирование.
Тестирование – это метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определённую шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определять актуальный уровень развития необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.
Тест (от англ. test – испытание, проверка) – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Тесты классифицируют по различным признакам: по цели и содержанию, по процедуре создания, по способу предъявления.
Различают несколько видов контроля: предварительный; текущий, тематический, рубежный, итоговый.
При входном контроле с помощью педагогических тестов можно ответить на вопрос насколько обучающиеся владеют базовыми знаниями, умениями, навыками, чтобы успешно освоить новый материал, а также определить степень владения новым материалом до начала его изучения. Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе учебных единиц, включающих содержание нескольких тем или разделов. Такие тесты обычно содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, с тем, чтобы выявить первые же проблемы в усвоении нового учебного материала. Если затруднения обучающегося носят систематический характер, то педагог может прибегнуть к помощи диагностических тестов. Основная цель диагностики – установление причин пробелов в знаниях обучающихся, достигается специальным подбором содержания заданий в тестах.
Основная задача итогового тестирования состоит в обеспечении объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса или на дифференциацию обучающихся.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные тесты для контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Компьютерное тестирование существенно облегчает работу преподавателя при предъявлении и оценивании результатов выполнения тестов.
Компьютерное тестирование может проводиться в различных формах, отличающихся по технологии объединения заданий в тест. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланковым – это экономия средств, повышение информационной безопасности, упрощённая процедура подсчётов результирующих баллов. Другие преимущества такого преимущества проявляются в текущем контроле, самоконтроле и самоподготовке обучающихся.
Применение компьютерного тестирования в совокупности с другими возможностями компьютерных технологий позволяют обучающимся более глубоко изучить и закрепить теоретический материал соответствующего профессионального модуля или учебной дисциплины; осознанно участвовать в процессе образования и самообразования; самостоятельно принимать решения, связанные с ним, используя уже освоенные ими ранее компетенции, в том числе и по другим учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счёт расширения спектра измеряемых компетенций в инновационных типах тестовых заданий, использующих возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и пр. Повышаются информационные возможности процесса контроля. Компьютерный тестовый контроль знаний даёт возможность охватить большой объем материала и получить объективное представление о знаниях обучающегося, повысить точность оценивания результатов процесса обучения.
Однако компьютерное тестирование имеет и ряд недостатков, связанных с психологическими и эмоциональными реакциями обучающихся на такой вид тестирования. Несмотря на это тестирование всё же является мощным инструментом, открывающим широкие возможности не только для оценки освоенных обучающимися компетенций, но и для контроля эффективности функционирования всей образовательной системы учебного заведения.
Для подготовки дисциплинарных, квалификационных и других тестов обычно используют четыре основные формы: закрытые тесты; тесты на установление соответствия; тесты на установление правильной последовательности; открытые тесты.
Закрытые тесты – это вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором.
Пример:
Выберите правильный вариант ответа.
Дефицит бюджета – это:
а. превышение расходов бюджета над его доходами;
б. превышение доходов бюджета над его расходами;
в. сбалансирование расходов бюджета его доходами.
Тесты на установление соответствия – это задания, в которых устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. Пример:
Установите соответствие между основными функциями управления и их содержанием:
1
Планирование
А
создание условий для совместной эффективной работы людей, направленной на достижение целей фирмы.
2
Контроль
Б
процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.
3
Организация
В
процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой.
4
Мотивация
Г
проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации.
В тестах на установление правильной последовательности необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Разновидностью таких тестов может быть ранжирование – расположение элементов по возрастанию их значимости.
Пример:
Укажите верную последовательность построения статистических группировок:
а. определить число групп, на которые нужно разбить изучаемую совокупность;
б. найти для каждой группировки конкретные показатели или их систему, которые должны охарактеризовать выделенные группы;
в. определить интервалы группировки и зафиксировать границы интервалов группировки;
г. выбрать группировочный признак.
Открытые тесты – это задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений. В месте пропусков (точек) указывается слово или несколько слов.
Пример:
Дополните определение:
______________________________ – система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции.
Перечисленные формы тестовых заданий имеют определённые достоинства и недостатки. Выбор их зависит от учебной дисциплины, назначения теста, ориентации на обучающихся различных специальностей, возможностей системы компьютерного тестирования. В нашем случае в качестве примеров приведены тесты различной сложности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) СПО. Такие формы тестов в совокупности используются при составлении олимпиадных заданий для обучающихся по различным специальностям СПО. Целесообразно применять тестовые задания с использованием всех четырёх форм тестов и при проведении промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам.
Для проверки усвоенных компетенций имеет смысл проводить практические занятия по составлению различных видов тестовых заданий самими обучающимися. Для выполнения этой работы можно рекомендовать следующие виды деятельности:
· индивидуальная работа обучающихся по составлению тестовых заданий определённой формы по теме или по материалу конкретного раздела учебной дисциплины (профессионального модуля);
· индивидуальная работа обучающихся по составлению тестовых заданий с использованием всех четырёх форм тестов по теме или по материалу конкретного раздела учебной дисциплины (профессионального модуля);
· работа обучающихся в группах по составлению тестовых заданий определённой формы по теме или по материалу конкретного раздела учебной дисциплины (профессионального модуля);
· работа обучающихся в группах по составлению тестовых заданий с использованием всех четырёх форм тестов по теме или по материалу конкретного раздела учебной дисциплины (профессионального модуля).
Разработанные таким образом задания могут быть выполнены с использованием различных стандартных компьютерных программ, ранее освоенных обучающимися. Проверка составленных тестовых заданий выполняется либо преподавателем, либо самими обучающимися под его руководством.
Такая организация работы позволит преподавателю в полной мере применить личностно-ориентированный подход к обучающимся, объективно оценить усвоенные ими знания по дисциплине или профессиональному модулю, повысить мотивацию обучающихся к освоению новых знаний. Обучающиеся в этом случае, смогут закрепить свои навыки самостоятельной работы или работы в команде.
Библиографический список
1. Мешков Н.И., Харитонова И.В. Педагогика. Краткий курс лекций: учебное пособие / Н.И.Мешков, И.В.Харитонова. – Саранск. – 2010. - 149 с.
2. Сафонова Е. И. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Е. И. Сафонова. – М.: РГГУ, 2011 – 71 с.
3. Инновационные технологии и методы обучения в современном образовании: Сборник материалов Всероссийской научно-практической интернет-конференции 22 апреля-29 апреля 2019 г.: Самара, 2019-474