НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Луцак Н.А. Конспект НОД по приобщению к искусству в старшей группе «Рассматривание репродукции картин и посещение выставки И. И. Шишкина»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf

Программное содержание:
·          продолжать учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник;
·          вызывать у детей желание рассматривать картины о природе;
·          расширять знания детей о творчестве художника пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
Словарная работа:
Обогащение словаря: сосновый бор, дремучий, мрачный, редкая, лапчатая, ажурная крона.
Активизация словаря: тёмный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, косолапые медвежата.
Методические приёмы: вступительная беседа, рассматривание картин, беседа по картине, вопросы, объяснение, словесные указание, поощрение, художественное слово.
Оборудование:
Демонстрационный материал: репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», аудиозаписи И.П. Чайковский «Времена года» и Л.Бетховен «Лунная соната».
Предварительная работа: оформление группы (Фото 1. Оформление группы), рассматривание иллюстраций, картин о природе, чтение русских народных и авторских сказок, организация выставки: «Шишкин лес» (Фото 2. Выставка «Шишкин лес»), картин-репродукций И. И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой», дидактические игры «Собери пейзаж», «Составь пейзаж», детские рисунки Фото 3-4. Рисунки детей).
Ход занятия: Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья (дети поднимают вверх руки). Подул теплый ветерок, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальцами рук). Подул холодный ветер, закачались сосны (дети покачивают и машут руками). Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются). Снова подул ветер (дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются).
1. Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине.
Воспитатель: Шишкин, художник – пейзажист, он рисует, картины природы (лес, реку, поле, деревья и т.д.). Художников, которые помогают нам, увидеть красоту природы называют художниками – пейзажистами. Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Послушайте стихотворение о пейзаже.

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется «пейзаж» [3, с. 21].

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим на портрет Ивана Ивановича Шишкина. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется. И.И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме (Фото 5. Презентация). Город Елабуга непроходим дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. А особенно он любил рисовать сосны. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становиться светлее и солнечней.
2. Чтение стихотворения «Я иду тропой лесною…» (Виктор Шамонин (Версеньев) и беседа о красоте природы.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Я иду тропой лесною,

Справа лес, и слева лес,

Гляну вверх, а надо мною,

Свет божественных небес,

То кукушка закукует,

То услышу дятла стук.

И на травушке дождинки,

Расстилаются ковром,

И гуляет по тропинке

Солнца лучик огоньком [5].

Воспитатель: Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе). Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Скажите ребята, кто нам помогает видеть красоту природы? (художники, поэты, композиторы)
Воспитатель: Через что помогают художники увидеть красоту природы? (через картины). А поэты? (через стихи). А композиторы? (через музыку).
3. Экскурсия на выставку детских работ «Шишкин лес».
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас на детскую выставку «Шишкин лес».
Воспитатель: Посмотрите на портрет И.И.Шишкина. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опираясь на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. Он с раннего детства любил природу, следил за ростом деревьев и цветов, и слушал пение птиц, собирал ягоды и грибы, наблюдал за повадками диких животных. Он считал, что Россия - это самая прекрасная страна с очень красивой природой. В народе И. И. Шишкина называли лесной богатырь, царь леса.
Воспитатель: Посмотрите, на картины и скажите, что изображал Шишкин на своих картинах? (красоту природы, леса, различные деревья, красоту мохнатых сосен, величие великанов дубов).
Воспитатель: Ребята, а какие картины вам знакомы, назовите их (Ответы детей).
4. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Утром в сосновом бору

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки

Кидали сосновые шишки…

А мама - медведица сердится:

- Слезайте! – кричит им медведица. –

Вы что ж опять натворили?

Такую сосну повалили!

Но маму не слушают дети.

Довольны собою медведи:

- Пусть с виду мы косолапые,

Зато мы ребята не слабые! [4, с. 60]

Воспитатель: Посмотрите на картины и скажите, о какой картине идёт речь (дети показывают картину «Утро в сосновом бору». Это одна из наиболее известных картин Шишкина. Он ее нарисовал в сентябре. Глядя на эту картину нам хочется попасть в этот сосновый бор и вздохнуть необыкновенным ароматом.

«Сосновый аромат».

Аромат сосны вдыхаем,

(Глубокий вдох носом).

И дыханье затаим.

(Затаить дыханье).

А теперь мы выдыхаем,

(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).

Отдыхаем, отдыхаем. (Отдых).

Воспитатель: Дети подготовили стихи о лесе. Давайте послушаем Леву, Артема и Диану. Ребята, скажите пожалуйста, а как надо вести себя в лесу (мы ведь там гости) что не нужно делать? Дети выходят с карточками и называют правила поведения в лесу.
Акция «Береги лес»: мальчики и девочки выходят с плакатами (Фото 6. Акция «Береги лес»).
- БЕРЕГИТЕ ШИШКИН ЛЕС
- НЕ ГУБИТЕ ПРИРОДУ В ЛЕСУ
Итог занятия.
- Дети, вам понравилось на выставке?
- О творчестве, какого художника мы сегодня говорили?
- Какую картину рассматривали?
- Какое у вас настроение?
Угощение конфетами, на которых картинки «Утро в сосновом бору».
Работа с родителями:
Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность
(С.В. Глебова) [2, c. 49].
1.Вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.
2.Проведено родительское собрание: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО» «Лесной художник» Иван Шишкин.
3.Партнерские отношения Педагоги Родители Дети.
4.Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, тренинги, мастер-классы, участие в конкурсах.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Интервьюирование родителей:
Воспитатель: Что дало Вам посещение выставки И.И. Шишкина?
Родители: Удивительные, радостные воспоминания детства, хочется вернуться в этот сказочной доброты лес. Ощущения единения, красоты природы и человека.
Воспитатель: Чем картины Шишкина И.И. отличаются от картин других художников?
Родители: И.И. Шишкин рисовал только природу, пейзажи. Он был первым, кто открыл нам мир природы и так подробно рисовал каждый лист, ветку, дерево. Его картины хочется смотреть бесконечно.
Воспитатель: Чтобы Вы хотели нам пожелать на будущее?
Родители: Нам было очень интересно. Желаем Вам дальнейшего активного участия в ваших новых выставках, творческих успехов. Родители подготовили плакаты, встали и озвучили их (Фото 7. Родители демонстрируют плакаты).
Родители: «Помним», «Любим», «Гордимся!!!»
Интервьюирование заведующего МБДОУ д\с № 50 (после просмотра открытого занятия в ДОУ)
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости, родители, воспитатели нашего
д\с! Сегодня мы закрываем выставку посвященную творчеству выдающегося художника И.И.Шишкина. Ольга Анатольевна скажите, пожалуйста, какую роль играют картины И.И.Шишкина в современном мире, мире дошкольника и Ваши впечатления?
Заведующая: Мои впечатления самые замечательные и то, что дошкольники будут знать творчество художников не только современных, а классиков - это просто здорово и замечательно, и задача педагогов нашего д/с и Ваш вклад Наталья Александровна как раз познакомить дошкольников с творчеством самых замечательных русских художников (Фото 8. Интервьюирование заведующего МБДОУ д/с № 50).
Воспитатель: Вы присутствовали на занятии. Посмотрели впечатления детей. А каковы ваши впечатления?
Заведующая: Прекрасные, чудесные, у меня ощущение того, что я немного соприкоснулась и со своим детством и дошкольным и школьным, когда нам тоже рассказывали о картинах великого художника И.И. Шишкина. Спасибо
Заключение:
Родители и дети чуть ближе прикоснулись к жизни и творчеству великого художника И.И. Шишкина. Просмотр картин формирует качество наиболее духовного, зрелого, просвещенного, культурного, социально - ценного человека. А художественное слово помогает понять красоту родной природы.
Творчество знаменитого художника наводит на множество размышлений и дает сердечное тепло. Каждая из его картин доставляет много удовольствия и взрослым и детям и приносит большую пользу, развивая творческую фантазию. Наша выставка «Шишкин лес» получила диплом победителя (2 место) на Всероссийском профессиональном конкурсе для воспитателей и специалистов ДОУ «Современные образовательные технологии в ДОУ».

Фото

Фото 1. Оформление группы

Фото 2. Выставка «Шишкин лес»

Фото 3. Рисунки детей

Фото 4. Рисунки детей

Фото 5. Презентация

Фото 6. Акция «Береги лес»

Фото 7. Родители демонстрируют плакаты

Фото 8. Интервьюирование заведующего МБДОУ д/с № 50

Библиографический список

1.       Анисов Л.М. Шишкин. М.: Молодая гвардия, 2007. 292 с.
2.       Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для
методистов, воспитателей и родителей / Авт.-сост. Глебова С.В. Воронеж:
ТЦ Учитель, 2005. 111 с.
3.       Кушнер А.С. Что я узнал // Наши друзья — поэты (Серия «Большая энциклопедия маленького мира»). СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2009. С. 21.
4.       Усачев А.А. Прогулки по Третьяковской галерее. М.: Азбука, 2016. 96 с.
5.       Шамонин-Версеньев В. Я иду тропой лесною… [Электронный ресурс] //
Стихи.ру. [сайт]. [2020]. URL: https://www.stihi.ru/2011/10/08/6507 (дата обращения: 02.01.2020).
2020