Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Курлетова Н.А. Работа с детьми «группы риска»

Библиографическое описание:

Курлетова Н.А. Работа с детьми «группы риска» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

В современном мире проблема деструктивного поведения подростков не утрачивает своей актуальности. Несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, появлению зависимостей. Деструктивное поведение - это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.

В соответствии со статьей 53.4 «Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» Федерального закона от 08.01.1998 №З-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О наркотических средствах и психотропных веществах» одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. Что позволяет результаты тестирования обучающихся применять для раннего выявления «группы риска» и позволяет определить конкретные зоны для профилактической работы педагога-психолога.

На основании результатов социально-психологического тестирования, для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения, разрабатываются индивидуальные и групповые профилактические программы.

Понимание факторов риска и защиты подростков, определяют основные направления профилактического воздействия. У многих наших обучающихся западают семейные взаимоотношения и высокие показатели тревожности, импульсивность и самоконтроль поведения.

С родителями таких детей проводится индивидуальная и групповая работа. Беседы, на которых обсуждается, как строить семейные взаимоотношения на основе доверительных отношений с детьми, как устанавливать определённые правила поведения, играть более активную роль в жизни детей. Так же проводятся лекции, от специалистов ЦППМСП для родителей и педагогов, по теме «Здоровая семья – основа здоровой личности»

С подростками, попавшими в «группу риска», проводится индивидуальное консультирование, дополнительное диагностическое тестирование, на высветившие СПТ проблемные зоны, и разрабатываются профилактические программы с использованием психологических технологий на формирование устойчивости личности к стрессу, снятие тревожности и повышение сниженных факторов защиты. Групповые профилактические программы реализуются на внеурочных занятиях.

С 2021 г. в нашей Гимназии, разработана и реализуется программа «Профи-микс».

Данный курс разработан для активизации процесса самопознания, позволяющего учащимся ориентироваться в мире профессий, и познакомиться с собственным «Я», сформировать навыки самостоятельного и осознанного принятия решений, а также универсальных компетенций, необходимых для решения практических задач возникающих на протяжении всей жизни.

На занятиях, мы работаем над развитием навыков достижения поставленных целей, учимся преодолевать внешние и внутренние препятствия. Повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков, помогает подросткам поверить в себя. На курсе по критическому мышлению обсуждаем с ребятами последствия совершенных и потенциально возможных поступков, как для себя, так и для окружающих. На тренингах по эмоциям погружаемся в ситуацию, для того, чтобы представить эмоциональные переживания и чувства, как свои, так и окружающих людей.

На этих занятиях педагог-психолог становится активным участником всего происходящего в классе. Помогает подросткам не только в организации групповой работы, но и становится активным участником общения, будь, то диалоги или рефлексия.

В рамках курса ребята проходят различные диагностические исследования, которые позволяют им получить информацию о себе, о своем характере, личности, как они мыслят и принимают повседневные решения. Задуматься о своих «реальных» желаниях, предпочтениях.

Учащимся 8 - 9 классов приходится впервые принимать решения, относительно своего будущего – продолжить обучение в школе или перейти в систему профессионального образования, и это дополнительный фактор, влияющий на уровень тревожности, а формирование копинг- стратегии и внутренних защит помогают ребятам справится с негативными эмоциями.

Занятия реализуются через такие формы, как диспуты, тренинги, поисковые и научные исследования с защитой проектов, а также наставничество «от старших к младшим».

Программа составлена с возможностью чередования эмоциональных, поведенческих и интеллектуальных заданий.

Например, практикум «Как совладать со стрессом» разработанный по книге Джины Пигель [1], куда входят упражнения, основанные на авторской методике борьбы со стрессом при помощи осознанности. Рабочая тетрадь для подростков поможет справиться со стрессом, взять под контроль эмоции и обрести гармонию, даже после того как ребята прекратят посещать занятия. Это прекрасный инструмент, который помогает выработать и отработать подходящую, для конкретного подростка копинг-стратегию совладающего поведения в стрессовых жизненных ситуациях.

Стратегии преодоления стресса (англ.coping, coping strategy) — действия, предпринимаемые человеком, чтобы справится со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются в психологически трудных жизненных ситуациях.

Такие стратегии помогают справиться с негативным влиянием окружающей среды (контроль эмоций, поиск ресурсов извне, разделение проблемы на задачи, принятие ответственности), что соответственно поможет улучшить показатели результата СПТ в таких сферах, как: «Тревожность» «Импульсивность» «Склонность к риску» «Принятие аддитивных установок социума» «Подверженность влиянию группы»

Психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, который моделируется в межличностном взаимодействии посредством игр и осознается в ходе дискуссий.

Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, иногда используется выражение «экспериенциальное обучение» (от англ. experience — «жизненный опыт»).

Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала.

Во всех наших занятиях уделяется внимание сплочению коллектива и эффективной коммуникации между подростками. Эффективно проводить тренинги различной направленности со школьниками помогают методики Андрея Грецова [2]. При таком обучении подростки непосредственно соприкасается с реальностью, в специально смоделированных ситуациях, и сюжетноролевых играх, а не рассуждают о реальности гипотетически.

В подростковом возрасте, у ребят еще недостаточно жизненного опыта, но есть потребность в общении и стремление к приобретении такого опыта. Тренинг позволяет получить такой опыт, в максимально «сконцентрированном» виде, и в психологически безопасных условиях, где педагог-психолог помогает осмыслить полученные знания.

Во всех тренингах соблюдаются, принципы групповой работы, активность всех участников, межличностное взаимодействие, осуществление обратной связи. Атмосфера взаимодоверия и поддержки в группе, помогает ребятам раскрепоститься, общение в условиях тренинга становится более открытым и искренним. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего – создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий для такого общения.

Результаты тренинга это не только формирование у участников системы знаний и умений, но еще и улучшение психического состояния и толчок к дальнейшему саморазвитию.

Еще одно направление, которое очень нравится ребятам -профориентационные игры, игры помогают повысить уровень профессионального самоопределения учащихся. Заставляют задуматься о факторах профессионального самоопределения и реальной профессиональной деятельности. Формируют представления о структуре профессиональной деятельности через ее моделирование в игре.

На занятиях создаются условия для диспута, обмена мнениями о профессиях, их значимости для общества и перспектив, в будущем нашей страны.

Отдельно хотелось бы упомянуть о таком направлении как наставничество - от старших к младшим. Наставник (от англ. mentor) - лицо, которое передает знания и опыт.

Ребят, с высокими показателями «Тревожности» и низкой самооценкой, обязательно привлекаем для работы с детьми младшей школы. Подростки, с удовольствием готовят презентации, разрабатывают и проводят игровые уроки для первоклассников. Такие темы как, Безопасность дорожного движения и Здоровый образ жизни в игровой подаче старшеклассников очень нравятся детям и благотворно влияют на уверенность в себе подростков.

Обучение подростков успешным стратегиям преодоления трудностей, очень важно для решения задач развития в периоде взросления. Получая возможность стимулировать эти стратегии, мы способствуем конструктивному разрешению серьезных жизненных проблем, у ребят, не только в настоящем, но и в будущем.

Библиографический список1. Бигель Д. Ключ к себе. Справляемся со стрессом / Джина Бигель; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Пингачева]. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 192 с.: ил. — (Ключ к себе. Простые практики самопомощи)

2. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов — «Питер», 2011
2023