Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Казакова Е. С., Миронова С. В., Филяберт И. В. Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Часто в своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые бывают невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную им работу. У таких детей в дальнейшем возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, трудности в запоминании информации, сложности в письменном и устном счете, сложность в восприятии учебной информации).
В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.
Полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы правого и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития ребенка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов ребенка.
Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Эти задания направлены на синхронизацию работы полушарий, повышают его функциональные возможности, а также психографику. Ребенок поэтапно выполняет графические задания сначала только левой рукой, затем правой, а потом двумя руками одновременно. Тем самым обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Для того чтобы развивать у детей межполушарное взаимодействие, педагогам не нужно проходить дополнительное обучение, приобретать дидактические игры и пособия, для этого достаточно использовать в своей работе специально разработанные упражнения и приемы, довольно простые, доступные всем - детям и взрослым.
Развитию межполушарного взаимодействия способствуют:
1. массаж и самомассаж, которые улучшают функции рецепторов, проводящих путей, усиливают рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами;
2. пальчиковые игры позволяют создавать новые нейронные сети, развивают мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания;
3. кинезиологические упражнения активизируют работу обоих полушарий, снижают утомляемость, формируют пространственные представления;
4. нейродинамическая гимнастика, которая направлена на развитие сенсомоторной интеграции;
5. логоритмика – технология развития моторного и речевого ритмов, способствует взаимодействию правого и левого полушарий и развитию речи;
6. упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве, повышающие способность к произвольному контролю.
В работе следует придерживаться следующих рекомендаций:
1.        Занятия выполняются последовательно, от простого к сложному.
2.        Желательно закрепление пройденного материала, задания можно периодически предлагать повторить еще раз.
3.        Предложить детям начинать выполнять задания с «удобной» руки – ведущей (правой или левой).
4.        При выполнении «неудобной» рукой допустимы отклонения от линий.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста способствует улучшению физического и психического здоровья детей, готовит их к дальнейшему успешному обучению в школе.

Библиографический список

1.       Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 283 с.
2.       Репринцева Е.А., Исмайлова Е.С. Возможности кинезиологии в сенсомоторном развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи // Дискурс. 2016. №2. С.157-163.
3.       Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М.: АЙРИС-пресс, 2018. 112 с.
4.       Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. М.: Генезис, 2005. 74 с.
5.       Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 288 с.
6.       Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. М.: Феникс, 2018. 32 с.
2022