НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Головач М.В., Профессионально ориентированные задания как фактор повышения мотивации изучения дисциплины «Химия» в организациях СПО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Сегодня мир находится в постоянном движении, с ускорением происходит развитие высокотехнологичных отраслей производства, меняются требования к подготовке специалистов. Налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности. Образование является стратегическим ресурсом общества, поэтому нужна не только сумма знаний, сколько сам путь познания.
Цель формирования глобального мышления у обучающихся – это создание условий для понимания целостности мира и взаимосвязи в нем, через организацию проектно-исследовательской деятельности, решение профессионально направленных задач и упражнений по дисциплине «Химия».
Стандарты среднего профессионального образования предусматривают овладение обучающимися навыками профессионального и творческого решения нестандартных задач: быстро адаптироваться к условиям производственной среды, применять инновационные подходы при решении интегрированных практико-ориентированных задач. Актуальность изучения данного вопроса состоит в значимости активизации познавательной деятельности учащихся при обучении химии через профессиональную направленность.
Формирование современного профессионального специалиста сегодня невозможно без популяризации такой естественно-научной дисциплины как химия – и это нужно начинать с первого занятия. Будущие студенты владеют определенными знаниями по дисциплине, но многие негативно отзываются о предмете, объясняя сложностью. Преподавателю нужно изменить отношение к предмету, а для этого необходимо сформировать позитивное отношение: снять эмоциональное напряжение, построить общение с позиции равных партнеров (диалог, эвристическая беседа), включая в структуру занятия личностный опыт обучающихся из повседневной жизни.
Курс химии призван развить личностные способности и творческие задатки, сформировать профессионально компетентную личность, готовую к саморазвитию. На занятиях по химии формируются знания необходимые для изучения дисциплин «Материаловедение», «Электротехника», «Основы физиологии питания».
Задачами изучения дисциплины «Химия» являются:
1.     Формирование научной картины мира:
2.     Развитие умений ориентироваться в потоке информации;
3.     Формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям;
4.     Воспитание патриотизма и экологической культуры;
5.     Развитие умений использования знаний в практической деятельности.
Каждое учебное занятие должно иметь элемент интересного материала для обучающихся:
1.     Что означает проба на золотом изделии?
2.     1 моль вещества – это много или мало?
3.     Известный американский физик Роберт Вуд грел руки в холодную погоду о бутылку, на три четверти заполненную холодной водой. Какое вещество он добавлял? (Образование гидратов серной кислоты. Процесс растворения физико-химический процесс).
4.     Что общего в названии химического элемента кальций и калькулятор?
5.     Почему изделия из серебра со временем тускнеют?
6.     Объясните слова Д.И. Менделеева «Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями»?
7.     Что означает фраза «ковалентная связь»? (Объединённая приставка «ко» означает «совместное участие»).
Этот элемент – мотивационный фактор к познанию нового, интересного, необходимого в будущей профессиональной деятельности. Химические знания обеспечивают не только необходимую общеобразовательную, общекультурную подготовку современного человека, но и способствуют развитию профессионально значимых качеств будущего специалиста. Знания, умения, навыки приобретают для обучающегося ценность, если он понимает, где и когда они могут быть применены.
Условие задач характеризует модель ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, анализ которой производится с использованием знаний химии и содействует профессиональному развитию личности будущего специалиста. Как это возможно реализовывать?
Специальность «Электроснабжение в промышленности»
1.     Что происходит с электрической проводимостью металлов с изменением температуры? Почему при нагревании свыше 910 °C железная проволока укорачивается?
2.      Сплав ПОС-40, широко используемый для паяния в радиотехнике, состоит из 40% олова, 58% свинца и 2% висмута. Какое количество вещества каждого металла содержится в 100 г такого сплава?
3.     Вольфрам, используемый в электровакуумном производстве, получают из его высшего оксида путем восстановления водорода. Какой объем (при н.у.) водорода потребуется для получения 18,4 кг вольфрама?
4.      Тепловая электростанция потребляет 320 тонн каменного угля в сутки. Содержание серы в угле 0,5%. Определите массу серной кислоты, которая может образоваться в результате суточной работы ТЭС в виде осадков.
Профессия «Повар-кондитер»
1.     Чтобы приготовить молочный коктейль, в миксер положили 250 г мороженого жирностью 10% и добавили 350 г молока жирностью 6%. Определить процент жирности в полученном коктейле.
2.     Почему капуста при квашении с большим количеством соли хуже сохраняется, чем при добавлении ее в меньших количествах, ведь соль является консервантом? (Бактерии, которые способствуют молочнокислому брожению могут развиваться в определенных условиях, кислотность среды должна быть pH= 3,5 поэтому избыток поваренной соли действует губительно на молочнокислые бактерии, и процесс брожения прекращается, в результате чего не образуется достаточного количества молочной кислоты).
3.     Бензоат натрия – натриевая соль бензойной кислоты – используется как консервант в производстве газированных напитков. Определите массу бензойной кислоты, которая прореагирует с 100 граммами 10%-го раствора гидроксида натрия с образованием бензоата натрия.
Профессия «Мастер отделочных строительных работ»
1.     При выполнении штукатурных работ для ускорения затвердевания штукатурки в помещение вносят жаровни с горящими углями. Можно ли эту процедуру заменить прогреванием помещения электрическими нагревателями? (Одним из основных компонентов штукатурных растворов является гашеная известь, её затвердение происходит за счет взаимодействия гашеной извести с углекислым газом воздуха. Этот процесс можно ускорить повышением концентрации в воздухе углекислого газа. Сжигание в помещении угля позволяет не только поднять температуру воздуха, но и повысить концентрацию углекислого газа за счет реакции сгорания. Электронагреватели дают только тепло и не влияют на состав воздуха. Однако нельзя считать, что прогревание помещения электронагревателем не оказывает никакого влияния на процесс, поскольку скорость большинства химических реакций возрастает с повышением температуры, процесс «схватывания» тоже несколько ускоряется. Кроме того, при взаимодействии гашенной извести с углекислым газом выделяется вода, испарение которой ускорится при повышении температуры в помещении).
2.     Можно ли хранить раствор медного купороса в железном или оцинкованном ведре? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3.     Негашеную известь CaO получают обжигом известняка в специальных печах. Сколько известняка, содержащего 90% карбоната кальция, потребуется для получения 100 т негашеной извести?
4.     В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Сколько килограммов каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?

Профессия «Автомеханик»

1.     Определите формулу вещества, которое используется для приготовления антифриза, если известно, что массовая доля углерода в данном веществе равна 38,71%, массовая доля водорода – 9,68%, кислорода – 51,61%. Относительная плотность паров по водороду равна 31.
2.     Длительное время считалось, что дизельное топливо имеет определенные преимущества перед бензином с точки зрения экологии, так как не загрязняет атмосферу свинцом. Но у него есть свои недостатки – при его сгорании образуется много сажи и сернистого газа. Низкосортное дизельное топливо содержит 0,2% серы (в среднем). Сколько сернистого газа попадает в атмосферу при сгорании 1 т такого топлива?
Цель обучения в техникуме – это не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него стратегии самообразования, самовоспитания, самореализации.
Ведь это будет фундамент его будущей профессиональной деятельности. Знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут быть подлинным достоянием человека. Хочу отметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и черту характера, которая играет доминантную роль в структуре личности, это всегда было актуальным.
Профессиональная направленность преподавания химии и использовании инновационных технологий обучения позволяет подготовить выпускника, адаптированного к современному производству, уверенного в своих знаниях – что особенно важно в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции на рынке труда. Это принцип, благодаря которому можно создать систему педагогической работы по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, способствующую оптимальному овладению избранной профессии и формированию профессионально направленной личности.
Профессионально ориентированные задания по химии являются эффективным средством развития у обучающихся знаний и умений анализировать ситуации своей будущей профессиональной деятельности. Они позволяют моделировать разные грани профессиональной деятельности будущих специалистов.

Библиографический список

1.     Дудник В.В., Сорока Л.В. Инновационные технологии на уроках химии. Тернополь: Богдан, 2008.
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
3.     Мальченко Г.И. Химия вокруг нас: вопросы и ответы. Киев: Школьный мир, 2009.
4. Мєшкова О.М.Хімія збірник завдань. Ключові компетентності. Харків.: Видавнича група «Основа», 2018. 224с.
5.     Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006.
6.     Таубе П.Р., Руденко Е.И. От водорода до... . М.: Высшая школа, 1968.
2022