Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Будамишина Т. Е., Фролова И. А. Формирование креативного мышления на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Реформы, произошедшие в системе образования за последние годы, её гуманистическая, личностно – ориентированная направленность изменили отношение к процессу обучения. На смену традиционным образовательным технологиям, главная задача которых – передача знаний – умений – навыков в той или иной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие у учащихся способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса развития в целом.
Обновление содержания образования, предусмотренное программой, требует поиска путей развития навыков творчества при непосредственном изучении учебных предметов в школе.
Основная задача образования (в первую очередь педагога) заключается в создании развивающей, творческой среды, способствующей преодолению психологических барьеров и, тем самым раскрытию творческого начала личности учащихся.
Человек вынужден реагировать на изменения, происходящие в обществе постоянно, но часто он бывает не готов к ним. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свои творческие способности, креативное мышление.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Формирование творческих способностей - это саморегулирующийся процесс, системообразующими компонентами которого выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, творческая самореализация.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного творческого характера.
Готовясь к занятиям можно сколько угодно продумывать логику освоения той или иной темы. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными. Рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя и детей. Ценность импровизации как методического приёма – в потребности, в готовности к самовыражению. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершённой на основе правил, сделанной по образцу языковой формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное «взращивание» мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме. Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в составлении ситуации по теме, в решении проблемы.
Творческое начало может проявляться достаточно рано: в своеобразии ответов, в стремлении задавать вопросы учителю.
Занятия импровизацией преследуют две взаимосвязанные цели: первую_ развитие языковых навыков, вторую – развитие творческой фантазии.
Часто при импровизации от ученика требуется умение продолжить начатый учителем рассказ (историю, ситуацию).
I was in Moscow last week. This city is large and beautiful. I was walking and watching the sights all day long, suddenly I lost my way. What should I do?
Но на ряду с этим приёмом не следует отказываться и от другого – полная импровизация, когда учащиеся не ограничены рамками заданной темы. Чаще всего такие задания используются для закрепления и активизации изучаемого лексического материала. Для этого учащимся предлагается группа лексем (либо учащиеся выбирают их сами), связанных или несвязанных друг с другом по смыслу, с которыми нужно составить ситуацию, рассказ и т. д.
run    square
call    ring
there    post officed
dirty    continue
Особое внимание мы уделяли проблемам терпимого отношения к ошибкам и их исправлениям. Следует отметить, что в этом отношении предлагается гибкий подход к оценке ошибок в зависимости от причин их появления, степени отклонения от нормы и «загрязнения речи». В спонтанной, неподготовленной, свободной речи отношение к ошибке должно быть диалектическим в зависимости от того, насколько она препятствует общению. Отношение учителя и обучаемого к ошибкам должно быть позитивным и конструктивным – ошибки вполне естественны, и они помогают правильному овладению языковым материалом и его коррективному использованию в общении.
Решение проблемы развития креативного мышления заключается не в навязчивом требовании творчества, а в представлении возможности для всех его проявлять и в целеустремлённом стимулировании этого процесса. Свободное от схемы, творческое комбинирование составных частей урока в единое занятие даёт возможность вносить в урок любые контрасты, необходимые для поддержания внимания учащихся, атмосферы творческой заинтересованности.

Библиографический список

1.       Ковалева Г.С, Логинова О. Б. Креативное мышление. Просвещение, 2020.
2.       Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрант, 2000.
3.       Щетинская А. Развитие творческого потенциала педагогов. // Воспитание школьников, 2003 № 7. С. 23-26.
2021