Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ракова Л.Л. Обучение грамматике на уроках немецкого языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Одним из главных аспектов в изучении немецкого языка является овладение грамматикой, которая имеет первостепенное значение, т.к. с ее помощью происходит формирование умений устного и письменного общения. Это своего рода каркас, на котором базируется лексика. В условиях общеобразовательной школы нет реальной возможности для овладения учащимися всем грамматическим строем немецкого языка из-за его обширности и трудности формирования грамматических навыков. В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности, являются употребительными в устной речи и распространяются на значительный круг лексики. К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления наиболее употребительные в письменной речи и те, которые ученики должны понимать на слух и при чтении. Например,Plusquamperfekt. Активным грамматическим минимумом ученики начинают овладевать уже в первый год обучения, т.е. во втором классе. Изучение грамматических правил и структур – процесс очень трудный и зачастую скучный. Поэтому и мотивация учеников к овладению иноязычной грамматикой невысока. Исходя из этого, учитель должен стремиться сделать процесс обучения немецкому языку интересным и ярким, используя картинки, знаки и символы, которые помогут сделать материал нагляднее и потренировать грамматические правила на практике, а также будут развивать внимание и зрительную память учащихся. Во втором классе с успехом применяются схемы из геометрических фигур. Они служат для учащихся опорой при составлении повествовательных и вопросительных предложений, сигнализируют форму единственного и множественного числа, помогают ответить на вопрос.
На данном этапе обучения незаменимы также рифмовки, считалки, песенки. Например, «Ist das Uli? Ist das Lene?», «Wer ist das?» и другие, они предложены в учебнике И. Л. Бим в достаточном количестве. Они используются для обучения правильному построению вопросов и ответов, для запоминания грамматических явлений.
С трудностями второклассники сталкиваются при изучении темы « спряжение глаголов в настоящем времени Präsens, это связано с большим количеством окончаний и изменением корневой гласной у сильных глаголов. Здесь положительную роль может сыграть использование рифмовок и стихов (их чтение, заучивание наизусть). В учебнике И.Л. Бим №2 стр.55 „Was ich nicht alles mache“, №1,№2 стр.60.
Также на помощь учителю и ученикам приходят игры. Некоторые из них представлены в учебнике (№3 стр.56). Учитель может придумать свои аналогичные игры. Например, я часто использую на уроках мяч. Кидая ученику мяч, называю подлежащее, он должен продолжить предложение, назвав сказуемое: ich spiele. Второй уровень игры более сложный, ученик 1 перекидывает мяч ученику 2. Таким образом, можно успешно запомнить множественное число существительных, артикль, можно играть в «переводчика», когда учитель кидает ученику слово или фразу на немецком, а ученик возвращает учителю русский перевод и наоборот. Мяч требуется, чтобы разнообразить учебную деятельность, оживить урок.
При объяснении грамматического материала я часто пользуюсь куклой – помощницей. В этом случае можно взять любую куклу или мягкую игрушку, либо оживить один из персонажей учебника (Nußknacker, Weise Eule). Главное условие не менять персонаж. Тогда у детей возникает «рефлекс» на появление в руках учителя куклы – помощницы. Для них это сигнал, что нужно сосредоточенно слушать, запоминать. И даже спустя некоторое время при упоминании о кукле, у детей мгновенно восстанавливаются в памяти основные пункты правил. Кукла помогает учителю заинтересовать детей. А когда есть интерес, даже сложное правило запомнится быстрее и легче.
Еще один эффективный прием предъявления нового грамматического правила – это грамматическая сказка. Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы входят общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых требует словесно – логического мышления, которое достигает достаточного уровня лишь у 11-12 летних детей. Поэтому учителя должны опираться на то, что особенно ярко выражено у детей 8-9 лет: наглядно-образное мышление, воображение. Поэтому использование именно сказки даёт широкие возможности для обучения грамматическим навыкам на раннем этапе. Сказка является средством творческого моделирования ситуаций общения. Цели использования сказочных персонажей: обеспечение непроизвольного запоминания больших объёмов материала и для поддержания активного внимания учащихся. Рисунок 1. «Грамматический теремок»


Ich

e




Du

st



Er

t




Wir

en


Ihr

t

Sie

en






Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок,
Живут в нём не звери,
А… кто же? Давайте проверим!
В теремке 6 комнат: ich, du, er, wir, ihr, sie. Комната ich здесь живут глаголы с окончанием – е. Например, ich spiele, ich tanze. Комната du. Здесь живут глаголы с окончанием- st. Например, du malst. Из комнаты в комнату жильцы-глаголы могут перейти только, если сменят окончание.
При изучении грамматической темы «спряжение сильных глаголов с корневой гласной – е (lesen, nehmen) можно рассказать ученикам «шутливую» историю о «невоспитанной букве i», которая отталкивает «е» назад в слове liest или выгоняет в слове nimmt.
В ходе работы над темой « образование Partizip 2» мы делим приставки на две группы:
1)       «вежливые», которые уступают своё место приставке ge- и пропускают её к глаголу, например, mitmachen mitgemacht;
2)       «жадные» или «приставки-эгоисты», которые не подпускают приставку ge-. Ученики запоминают их в виде считалки: be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, miß-.
Я думаю, что учителя иностранного языка люди творческие, наверное, подобные «сказки» найдутся в рабочей папке у каждого. Бывает и так, что интересные идеи рождаются непосредственно на уроке, у доски при объяснении нового грамматического материала.
При обучении грамматике большую роль играет визуализация грамматического материала: подчеркивание, использование разных цветов, выделение при помощи рамок и т.д. Средства визуализации успешно применять и в начальной школе, и в среднем и старшем звене. В этом случае грамматический материал становится нагляднее, активизируется зрительная память ученика. Варианты упражнений просты, но эффективны: подчеркни подлежащее и сказуемое; отметь приставку, окончание, подчеркни корневую гласную, выдели инфинитивную группу.
Все вышеназванные примеры полезны и интересны. Но все-таки, чтобы ученик смог овладеть грамматикой на хорошем уровне, ему необходимо решить большое количество упражнений, заданий, тестов. Много упражнений: грамматических и лексико – грамматических имеется в рабочей тетради, поэтому отказываться от рабочей тетради или откладывать её в сторону, объясняя это нехваткой времени, нельзя. Я требую от учащихся иметь рабочую тетрадь на каждом уроке. Это не значит, что мы ежеурочно работаем в них, но при каждой возможности мы к ней обращаемся.
Плюсы рабочей тетради:
1.диферинцированный подход к обучению. Сильные ученики идут вперед. Выполнив задания в учебнике, они переходят к рабочей тетради.
2.рабочая тетрадь готовит детей к письменному экзамену. Дети привыкают к выполнению письменных упражнений (выпиши слово в нужной форме, допиши окончание, выпиши информацию и т.д., напиши или дополни письмо…).
3.работа над орфографией. Изменение корневой гласной nehmen- nahm- genommen ученик запоминает не только в устной, но и в письменной форме.
Далее мне хотелось бы остановиться на способах обучения грамматике немецкого языка на средней и старшей ступени. Многие как русские, так и немецкие педагоги применяют SOS-модель. SOS = sammeln, ordnen, systematisieren. Рассмотрим эффективность этой модели на примере объяснения темы: «прямой и обратный порядок слов в немецком предложении». Для большей наглядности возьмем следующий текст:
Kurt hat viel zu tun. Am Montag arbeitet er im Büro. Er spielt am Dienstag Fußball. Er besucht seine Freunde am Mittwoch. Am Donnerstag geht er ins Kino. Er geht in die Bibliothek jeden Freitag. Am Sonnabend tanzt Kurt im Klub. Am Sonntag ist er frei.
Этап №1 (sammeln). Ученики должны подчеркнуть в предложениях подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Этап №2 (ordnen) предполагает упорядочивание данных предложений, учащиеся должны разделить предложения на 2 группы, можно их выписать. На этом этапе учитель является наблюдателем. В отдельных случаях возможна индивидуальная помощь. Но в сам процесс учитель вмешиваться не должен.
Этап № 3 (systematisieren). Ученики анализируют сгруппированные предложения, находят грамматические закономерности, формулируют правило и записывают его в виде схемы, таблицы или при помощи знакомых символов.
Таким образом, использование SOS – модели повышает активность учащихся, самостоятельность, учит анализировать. Применяя эту модель, ученики быстро усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую структуру при решении речевых задач.
Повысить интерес к грамматике помогает проектная деятельность. Проектные работы по грамматике могут быть следующими:
-Придумать грамматическую сказку, инсценировать её или оформить в виде рисунка.
-Создать сборник стихов и песенок, помогающих запомнить и применять грамматическое правило.
-Создать свой грамматический справочник (тетрадь для записи изученных грамматических правил).
В своей статье я рассмотрела приёмы обучения грамматике в общеобразовательной школе, которые способствуют быстрому запоминанию правил, снимают определённые трудности, повышают интерес учащихся к предмету.

Библиографический список

1. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск.: Вышейшая школа, 1998.-522с.
2.Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке. - М.:Экзамен,2008.-270с.
2019