НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петренко М.А. Консультация "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Библиографическое описание:

Петренко М.А. Консультация "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста" // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf

Успех в экологическом воспитании детей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит в игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут коза, корова, лошадь и другие животные, на занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с телёнком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель даёт возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Современные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живёт?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах);

«Живое – неживое», «Птицы – рыбы – звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и её участник. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Усложнение должно идти за счёт расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Дидактические игры по характеру используемого материала делится на предметные игры, настольно – печатные и словесные.

Словесные игры — это игры, содержанием которых, являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и т. д.

Подвижные игры — природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относится, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с дошкольниками можно поиграть в словесно – дидактические игры. Они могут быть самыми различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории: («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Например: дидактические игры «Найди такую же форму и цвет», «Кто в домике живёт?», «Найди отличие?», и другие.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку – самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с её частью.

Настольно – печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и печатные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения. С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это материал для поделок. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.) Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера. Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно – целостный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Библиографический список1. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.» — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

2. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». — Екатеринбург: 2014. Рыжова Н. М. «О программах экологического образования дошкольников». — М.: Герда, 2015.

3. Казаручик Г. Н. «Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду.» — 2005. — № 2

4. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание.», 2002. — № 10.

5. АлешинаН. В.«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», 2016 г.

6. Ковинько Л. В. «Секреты природы — это так интересно!» — М.: Линка-Пресс, 2018 г.
2023