НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузьмина В.Г., Каптуганова О.В., Арсентьева Н.Н., Кортунова Ф.В. Особенности тревожности детей 5-6 лет в зависимости от уровня тревожности родителей

Библиографическое описание:

Кузьмина В.Г., Каптуганова О.В., Арсентьева Н.Н., Кортунова Ф.В. Особенности тревожности детей 5-6 лет в зависимости от уровня тревожности родителей // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Аннотация: в статье рассматриваются фактор возникновения и развития тревожности у детей 5-6 лет в зависимости от уровня тревожности родителей.

Ключевые слова: тревожность детей, тревожность родителей, взаимосвязь.

Изучение вопроса, касающегося тревожности у детей дошкольного возраста, имеет большое значение в связи с существующей проблемой эмоционально-личностного развития детей и необходимостью сохранить их здоровье. В становлении личности ребёнка определяющим периодом является именно период дошкольного возраста, так как именно в этом периоде формируются основные свойства и личностные качества ребёнка, определяющие его дальнейшее развитие. Особое внимание следует обратить на то, каким образом происходят начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности ребёнка в детском дошкольном образовательном учреждении. При смене социальных отношений у ребёнка могут возникнуть различные трудности. У многих детей в период адаптации в детском саду начинает возникать тревожность, эмоциональная напряженность, дети становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми.

Сохранение психоэмоционального благополучия ребёнка в этот период является очень важной задачей, как для родителей, так и для воспитателей дошкольных учреждений.

Данной проблеме уделяли в своих работах как отечественные, так и зарубежные ученые. В отечественной псих0л0гии при рассмотрении вопроса о видах тревоги и тревожности принимали участие Л.И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединский, Е.В. Новикова, А.С. Спиваковская, Ю.А. Ханик и другие. Зарубежные психологи В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл разработали детский тест тревожности. Ч.С. Спилбергом была разработана методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность как свойство и как состояние.

Анализ практики и психолого-педагогической литературы позволил выделить следующее противоречие: несмотря на то, что исследование тревожности в детском возрасте широко представлено в теоретических и опытно-экспериментальных работах отечественных и зарубежных ученых, но на сегодняшний день недостаточно рассмотрен такой фактор возникновения и развития тревожности у детей 5-6 лет в зависимости от уровня тревожности родителей.

На основе теоретического анализа научной и теоретической литературы по проблеме исследования нами было организовано и проведено исследование, целью которого являлось изучение особенностей тревожности у детей 5-6 лет в зависимости от уровня тревожности родителей. В эксперименте участвовали 20 дошкольников (5-6 лет, 10 девочек и 10 мальчиков), и их родители, 20 человек, в возрасте от 28-42 лет. Исследование проводилось с учетом режимных моментов, преимущественно в первую половину дня, в свободное от непосредственной деятельности время, в отдельном изолированном от внешних раздражителей кабинете (кабинет логопеда).

Диагностика детей проводилось в индивидуальной форме.

Первым этапом стало проведение методики «Выбери нужное лицо» (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.). Цель данной методики - изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях. Исследуется и оценивается тревожность ребёнка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

По результатам качественного анализа мы выявили, что большее число отрицательных ответов у дошкольников на рисунки методики -3, 6, 8, 10,12.

Высокий результат по шкале тревожность у дошкольников составил 75%, средний результат 20%, низкие результаты по данной методике показали 5% дошкольников.

На основании данной методики, мы делаем вывод, о том, что у большинства дошкольников преобладает высокий уровень тревожности.

Вторым этапом стало поведение методики «Шкала тревоги» (Спилбергера-Ханина). Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Рассмотрим уровень тревожности родительской группы. В родительской группе у большинства испытуемых преобладает тревожность как черта личности (у 60%), тревога, относящаяся к ситуации беспокойства, или стресса в значимых показателях по тесту проявляется лишь у 10% испытуемых. Общий уровень тревоги, как ситуативной, так и личностной в группе составляет 70%.

Родители воспринимают окружающий мир как заключающий в себе угрозу или опасность, внешние стимулы расцениваются как опасные. Испытуемым характерно чувство страха, обеспокоенности. Эти знания о мире, и стимулы они передают своему ребенку: «мир опасен», «себя необходимо оберегать», «необходимо контролировать».

Далее была проведена сравнительная характеристика проявления уровня тревожности у детей 5-6 лет в взаимосвязи с родительской тревожностью. По результатам описательной статистики в группе дошкольников уровень тревожности составляет 75%, а в родительской группе 70%.

Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. В перспективе исследования тревожность у детей старшего дошкольного возраста очень важный психологический процесс, который требует особого внимания родителей, педагогов, психологов. Так, тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Литература1. Аракелов, Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции: учеб. пособие / Н. Е. Аракелов, Н. Шмикова // Вестник МГУ, серия «Психология». – 2018 – № 1. – С. 18.

2. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Е. В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2017. – С. 16–20.

3. Мазурова, Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. // Вопросы современной педиатрии. — 2015. — № 12 (3). — С. 82–88.

4. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 15.

5. Ханин, Ю. А. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности / Ю. А. Ханин // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 45-53.
2023