Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России.
Одним из эффективных средств активизации познавательной активности учащихся является включение в уроки русского языка этнокультуроведческого материала. Введение этнокультурного компонента в обучение русскому языку в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию бережного отношения к национальным традициям; укреплению исторической преемственности поколений.
Класс: 4
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема: «Повторяем изученные орфограммы»
***
Наши предки поклонялись солнцу. У древних славян был бог солнца Ярило. Висной в его честь устраивали праздник. Славяне пикли блины, такие же круглые, золотистые и горячии, как солнце. Люди думали, то поедая изображение бога, они получают чясть его силы. Блины ели с маслом, и праздник называли Масленицей.1. Прочитай текст.
2. Подбери синонимы к слову праздник.
3. Найди четыре орфографические ошибки.
4. Найди слово к данной схеме
***
Прекра[сн]ые рождественские пра[зн,]ики называются Святки. Во время этих святых дней прославлялось рождение Иисуса. Самые яркие святочные обычаи – это гадания и шествия ряженных. Особенно интере[сн]ым был обычай колядования.В каждой деревне появлялась толпа переодетой молодёжи. Все радо[сн]о пели и хохотали. Молодёжь ходила по домам и кликала Коляду, желала хозяевам добра и требовала за это вку[сн]ую еду и монеты. Отказываться было опа[сн]о. Жадный не будет сча[сл, ]ивым в новом году.
1. Прочитай текст. Расскажи об обычае колядования.
2. Объясни словосочетание «шествия ряженных».
3. Замени транскрипцию буквенной записью.
4. Во втором абзаце подчеркни существительные 1-го склонения.
***
Праздник Троица связан с пров_дами в_сны и встречей лета. К этому дню избы и дв_ры укр_шали зел_нью. Зел_нь нах_дилась в д_мах целую неделю. Тр_ву п_дсушивали и разд_вали д_машним животным. Вет_чки хранили для купания д_тей. Считалось, что в_да с отваром троицкой тр_вы придает силу и здоровье.1. Прочитай текст. Что ты узнал о празднике Троица?
2. Объясни словосочетание «троицкая трава».
3. Вставь пропущенные буквы. Выдели часть слова, в которой они находится.
4. Найди слово с орфограммой «Непроизносимые согласные». Напиши ещё два слова с такой же орфограммой.
Тема: «Разделительный мягкий и разделительный твёрдый знаки»
***
Сороки - праздник встречи весны. Наши бабушки в этот день пекли из пресного теста птичек. Детишки играли с ними, а потом [с й, и д а л, и]. Головки от [п, и ч, э н, й, а] приносили домой и отдавали бабушке. Она закапывала их в землю, чтобы весна была теплая и дождливая, урожай был хороший и достаток в [с, и м, й, э]. Ребята постарше сажали сорок на высокие [д, и р, э в, й, а] и зазывали весну.1. Прочитай текст. Для чего хозяйки пекли птичек?
2. Постарайся объяснить значение слова достаток.
3. Замени звуковую запись буквенной.
4. Сделай фонетический разбор любого из записанных слов.
Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения»
***
Воздвижение в народе празднуется в сентябре. На зимовку сдвигаются все живые существа птицы ужи гадюки. Змеи уходят в землю и находятся там до первого весеннего грома. Птицы журавли ласточки стрижи улетают в теплые края.1. Прочитай текст. О каком празднике ты узнал? Что происходит в этот день?
2. В выделенных предложениях поставь недостающие знаки препинания.
3. Сделай синтаксический разбор первого предложения.
***
Семик – это особый праздник в начале лета. В этот день девицы собирали вскладчину яйца, лепешки, лакомства и шли в рощу или на берег реки. Здесь пекли, играли, пировали. Особые почести воздавались березке. В эти праздничные дни она была окружена вниманием. Ее украшали лентами и лоскутками. Девушки водили хороводы вокруг молодых березок завивали венки из березовых веток бросали в воду и по ним гадали.1. Прочитай текст. О каком празднике ты узнал?
2. Объясни значение словосочетания «собирали вскладчину».
3. Найди однородные члены предложения.
4. В последнем предложении поставь пропущенные знаки препинания. Сделай схему предложения.
Тема: «Глагол»
***
По преданию стариков, все целебные и чудодейственные травы _________ (набирать) свою силу в день Ивана Купалы. Домой селяне _________(приносить) целые охапки травы. Их _________(связывать) пучками для просушки и приговаривали: «Приехала Купальница на семидесяти телегах и привезла нам добра, здоровья, богатства и почести». Жители деревень ________(париться) в отваре купальницы, ________(купаться) в отваре ростков крапивы, а на утренней зорьке ________(умываться) росой.1. Прочитай текст. Что ты узнал о празднике Ивана Купалы?
2. Объясни значение слова почести.
3. Поставь глаголы в форму прошедшего времени, отметьте суффикс –л и основу.
4. Выполни морфологический разбор выделенного слова.
***
Слави[ца] земля Белгородская святыми целебными источ?никами. Недалеко от реки Везелицы у Крестовоздвиженского храма в слободе Кошары по_вился целебный источник. По преданию, белгородский помещик Юрий Выродов выбр_сил чуд_творный крест после неудач?ной охоты. Слепой поднял со дна болота этот крест и получил исцеление. По традиции, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершае[ца] крестный ход к источнику, где служи[ца] молебен с освящением воды.1. Прочитай текст.
2. Постарайся объяснить значение слова слобода.
3. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов.
4. Замени звуковую запись буквенной, вставь пропущенные буквы.
Тема: «Словосочетание»
***
По народному поверью, Благовещение очень большой праздник на небесах и на земле. Помнят старожилы белгородских деревень массу примет этого праздника. По погоде предугадывали, каким будут год и урожай. На Благовещение идет дождь – родится рожь, случится мороз – не жди ранней весны. Хозяйки выпекали пресные булочки, именуемые проскурками. В одну из них клали монету. Кому такая проскурка доставалась, тот получал здоровье и богатство на весь год.1. Прочитай текст. Что такое «проскурка»?
2. Постарайся объяснить значение слова старожилы.
3. Определи тип связи в выделенных словосочетаниях.
Согласование: __________________________________
Управление: ___________________________________
Примыкание: ___________________________________
прил. сущ.
Образец: вкусный пирог
Тема: «Окончания имен существительных»
***
Покров празднуется 14 октября. В народ этот праздник связывают с первым снежным покров, с окончанием полевых работ и сбором последних плодов. С этого дня возможны уже первые заморозки, холода, снегопады. К этому дню хозяйки готовились тщательно: белили в хата, стирали, вешали праздничные рушники, стелили скатерти, дорожки, а главное готовили праздничный стол с караваями, пирогами, холодцом, кашами с мясо и рыба.1. Прочитай текст. Как готовились к Покрову хозяйки.
2. Постарайся объяснить значение слова рушник.
3. Спиши, ставь выделенные слова в нужной форме. Укажи склонение и падеж.
4. Выпиши по два слова с орфограммами, выдели орфограммы.
Безударные проверяемые в корне слова: ____________________________.
Парные согласные в корне слова: __________________________________.
Тема: «Морфологический разбор имени существительного»
***
Троица – праздник березок и цветов. В этот день прихожане приходили в церковь с березовыми ветками и букетами полевых трав и цветов. Цветы, побывавшие в церкви, не выбрасывали. Их засушивали и хранили за иконами. Особенную силу приписывали троицкому караваю. Его засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Сухари замешивали в свадебный каравай, чтобы обеспечить счастье и любовь молодой семье.1. Прочитай текст.
2. Постарайся объяснить значение слова прихожане.
3. Определи падеж существительных первого абзаца.
4. Выполни морфологический разбор выделенного слова.
Тема: «Числительное»
***
4 н…ября – День народного единства. Праздник посвящён освобождению (М\м)осквы и всей (Р\р)оссии от польского н…шествия в 1612 году. Чуд…творная Казанская икона Божьей Матери была прислана в русские войска. Весь наро(д\т) и ополчение наложили на себя трехдневный пост и усердно молились. Воодушевленные русские войска, возглавляемые (П\п)ожарским и (М\м)ининым, 4 ноября освоб…дили (М\м)оскву от з…хватчиков.1. Прочитай текст. Какой праздник отмечает страна 4 ноября?
2. Постарайся объяснить значение слова ополчение.
3. Вставь буквы, запиши словами встречающиеся в тексте числа.
4. Измени числительное четыре по падежам.
Тема: «Правописание безударных окончаний»
***
Пасха Христова – главный праздник христиан. Что-то особенное для всех людей скрыто в этом празднике (_____________). Не случайно он притягивает (___________) к церковной ограде (___________) даже тех, кто далек от веры православной. Люди к Светлому Христову Воскресенью пекут куличи красят и освящают яйца приходят ночью поучаствовать в пасхальном крестном ходе. Перезвон колоколов рождает (___________) в каждом сердце (__________) особую светлую радость. И все верят, что после Пасхи всё станет (__________) лучше.1. Прочитай текст. Как твоя семья готовится к Пасхе?
2. Объясни смысл словосочетания «притягивает к церковной ограде».
3. Объясни написание выделенных окончаний. Одинаково ли будешь объяснять написание окончаний существительных и глаголов. Не забудь у глаголов указать начальную форму и спряжение, а у существительных – склонение и падеж.
4. В выделенном предложении вставь пропущенные запятые.
Использованные источники
1. Белгородская энциклопедия. Страницы истории отечества, русской православной церкви, ратных и трудовых подвигов белгородцев [Текст] // Главный редактор Овчинников В.В. – Белгород: Издательство Областная типография, 2000 г. 432 с.
2. Туранина Н.А. Маркович О.Н. Этнокультурологические тексты на занятиях по русскому языку (Орфография и пунктуация): Учебно – методическое пособие [Текст] – Белгород, 2003. 57 с.
3. Единое содержание общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edsoo.ru/Predmet_Russkij_yazik.htm