НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Красникова А.А. Особенности воспитания детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Воспитание детей раннего возраста затруднено, потому что детство - это период, в течение которого формируются все физиологические процессы человека. Для полноценного развития малыша важно правильно начать и, в дальнейшем, организовать процесс воспитания.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что для первых двух лет жизни наиболее характерны быстрые темпы умственного и физического развития. В это время быстро увеличивается рост и вес ребенка, особенно в первый год жизни, быстро развиваются все функции организма. Обычно, малыши начинают ходить самостоятельно до года. В дальнейшем их моторные навыки улучшаются, и через два-три года дети уже могут самостоятельно координировать движения. За первые годы жизни дети осваивают родной язык. Как правило, словарь годовалого ребенка содержит 10-12 слов, к двум годам количество активных слов увеличивается до 200-300, а уже к трем годам словарный запас ребенка составляет 1500 слов.
При воспитании детей необходимо учитывать, что в раннем возрасте повышена уязвимости организма и понижена устойчивость к болезням. Каждая болезнь, от которой страдает ребенок, влияет на его общее развитие. Поэтому защита и обеспечение здоровья должны быть одним из основных компонентов в воспитании детей младшего возраста. Здоровый, физически, ребенок психически развивается в пределах нормы. Существует также обратная связь: психически стабильные дети более устойчивы физически. Малейший вред здоровью может негативно повлиять на общее самочувствие - дети становятся вялыми и раздражительными, быстрее устают, неохотно играют. В этом возрасте дети часто эмоционально нестабильны. Поэтому одной из важнейших задач педагогики раннего детства становится защита нервной системы малыша, обеспечение положительного эмоционального фона, предотвращение утомления ребенка.
В раннем возрасте возбуждение преобладает над тормозными процессами: дети младшего возраста не терпят ожидания и ограничений. Эта особенность раннего детства должна учитываться при организации дня в детском саду. Воспитатель постепенно и последовательно проводит работу по воспитанию и формированию основных навыков у детей коллективно и закрепляет в индивидуальной форме.
Воспитание детей раннего возраста требует знания особенностей анатомии, физиологии и психологии малыша: с первых дней жизни у детей начинают формироваться условные рефлексы, лежащие в основе их поведения. Например, на второй неделе жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс, возникающий в положении, в котором его обычно кормят. Это доказывает, что воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Рефлексы, которые быстро сформировали маленького человека, могут быть как полезными для их развития и здоровья (просыпаться и спать в определенное время, вести себя во время бодрствования), так и отрицательными (засыпать только при покачивании или с соской во рту). Привычки очень легко появляются, но гораздо сложнее от них избавиться. Переучивать детей очень сложно и крайне нежелательно для их нервной системы. Поэтому необходимо прививать правильное поведение малышу буквально с момента его рождения.
Результат правильного воспитания детей раннего возраста не заставляет себя долго ждать: с двух месяцев ребенок будет просыпаться, спать, и есть в определенное время, сытый и отдохнувший малыш будет активно и с удовольствием общаться с взрослым.
При воспитании маленьких детей нельзя забывать, что функции мозга и мышления малыша очень пластичны, поэтому возможности для развития ребенка велики. Реализация этих возможностей полностью зависит от влияния взрослых, окружающих ребенка, от обучения и образования. Основной принцип и правило воспитания ребенка раннего возраста – это правильная организация жизни ребенка, которая обеспечивает его сбалансированное, хорошее настроение, необходимое для полноценного и своевременного развития. Для этого нужно право организовать жизнь ребенка. Точные задачи и методы разностороннего воспитания детей были выделены в педагогике развития детей раннего возраста, разработанной основоположниками педагогики Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной
Воспитание детей раннего возраста предусматривает соблюдение следующих правил:
• Точное соблюдение дня, установленное для детей этой возрастной группы, а именно: последовательность сна, кормления и бодрствования должна быть хорошо распределена в течение дня;
• Режимные моменты, такие как гигиенические процедуры, кормление, сон, должны выполняться строго по правилам и в определенное время.
• Обязательное использование различных форм организации детской деятельности – индивидуальная, работа в подгруппах, групповые упражнения, развлечения и игры.
• Создание условий для разнообразных активных и самостоятельных детских игр.
От, педагогически обоснованного выбора форм и методов воспитательной работы и правильной организации жизни детей зависит успешное выполнение всех педагогических задач.
В первые годы жизни ребенку важно обеспечить физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие. Но следует учитывать, что малышам не подходят методы и приемы, применяемые в группах среднего и старшего возраста.
В процессе работы в группе раннего возраста огромная роль отводится грамотной организации жизни детей в период адаптации к детскому саду. Это очень сложный и тяжелый процесс для слабой нервной системы детей. В этот период требуется, чтобы воспитатели и родители ребенка применяли единые педагогические методы.
 Обучение детей двух-трех лет, должно строится на интересе ребенка, на положительных эмоциях, а не на принуждении и приказах. Например: не нужно учить малыша читать или считать, а следует привить интерес к буквам и цифрам, заинтересовать самим процессом письма и счета. Для этого необходимы особые условия, которые будут стимулировать интерес у малыша, например: если вокруг будет много бумаги и карандашей, у ребенка, скорее всего, проснется интерес к рисованию. Важно помнить, что если в раннем возрасте не пробудить у ребенка интерес к искусству, такому, например, как музыка и живопись, то, вероятнее всего, во взрослом возрасте он будет безразличен к прекрасному. Детские психологи, проводившие исследования процесса образования у ребенка понятий «плохо» и «хорошо», сделали вывод, что для малыша «хорошо» связано с тем, что для него интересно и увлекательно. Такое отождествление понятий «удовольствие» и «добро» наиболее характерно для детей раннего возраста. С опытом ребенок приходит к пониманию того, что «хорошо» – это те действия, за которые вы можете получить похвалу старшего, т.е., если ребенок исполнил поручение, и его похвалили, то он поступил хорошо. И если, наоборот, на ребенка сердятся, то он совершил плохую вещь, с понятием «плохо» у ребенка связан дискомфорт. Важно помнить, что для правильного восприятия ребенком основных понятий взрослому необходимо показать свою реакцию и дать малышу положительные эмоции, когда он поступает правильно, и неприятные ощущения, когда плохо. Чем успешнее родители и педагоги используют в своем арсенале похвалы и критику, тем эффективнее будут развиваться способности ребенка.
Лучшим стимулятором познавательных процессов для ребенка является интерес. Но поскольку любопытство ребенка имеет свои пределы, а концентрация внимания понижена, то очень часто интерес ребенка ко всему быстро исчезает. Малышу трудно сосредоточится на чем-то одном, ведь вокруг столько интересных вещей, столько дел, которые можно сделать самостоятельно. И от того, насколько быстро и верно взрослый отреагирует на пробуждающийся интерес ребенка к тому или иному занятию, зависит, разовьется ли этот интерес или затухнет. Поэтому нужно использовать все шансы для развития таланта маленького человека, поддерживать его интерес и самостоятельность.
Одной из проблем, с которой сталкиваются воспитатели и родители малышей – желание ребенка всё изучить, взаимодействуя с предметом – сломать, порвать, разбить, измять и т.д. Важно не упустить тот момент, когда взрослый может направить энергию и интерес ребенка в нужное русло – на развитие интеллекта, творческих способностей. Но не нужно останавливать малыша, это может помешать его развитию. Задача взрослого – предоставить ребенку как можно больше способов реализации его интереса. Например – конструктор, которым играет ребенок, должен содержать детали разных форм, размеров и цветов или листы бумаги для рисования могут быть разного размера.
Знакомство с процессом рисования один из важнейших периодов становления личности. Когда ребенок проводит первую линию, для него открывается огромный мир творчества. Этот новый мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги, для рисования ребенку лучше дать огромные листы бумаги, чтобы он мог рисовать прямо на полу. Стандартные листы бумаги формируют обыденное мышление, отрицая творческий подход.
Воспитание детей раннего возраста должно учитывать одну очень важную вещь. По мнению специалистов дошкольного образования, отказ родителей удовлетворить любые прихоти своего ребенка является не признаком неприязни к своему ребенку, а скорее – стимуляцией познавательного интереса малыша. Обилие игрушек вокруг ребенка подавляет и лишает его возможности сосредоточиться на чем-либо конкретном. Для ребенка интересная игра - это одна игрушка, он создает разные игры с этой игрушкой и использует предметы-заместители. Поэтому родители, желающие воспитать своего ребенка изобретательно и нетрадиционно, не должны заваливать своего ребенка игрушками. Это даст противоположный эффект. Современные готовые игрушки имеют мало общего с реальностью, поэтому они редко вызывают интерес у ребенка, для малыша недостаточно симпатичных и забавных игрушек. Для ребенка игрушка – это все то, что он видит и может коснуться, всё, с чем может взаимодействовать. Поэтому нет необходимости заставлять ребенка играть с игрушками «по правилам».
Воспитание маленьких детей говорит о том, что лучшими игрушками, развивающими творческие способности ребенка, являются глина, пластилин, цветная бумага. Эти материалы имеют одну важную особенность - они не предназначены для чего-то конкретного и не имеют строго определенной формы, поэтому они могут послужить хорошей игрушкой для маленького ребенка.
Лепка в раннем возрасте быстро развивает интеллектуальные способности ребенка, поэтому ребенок, который с ранних лет взаимодействует с пластилином и глиной, будет опережать своих сверстников в интеллектуальном и творческом развитии, быстрее научится самовыражаться.
Для ребенка важнее не результат его деятельности, а сам процесс. Необходимо показать малышу, как выполнять работу, какой бы простой она ни была. Очень часто работа требует концентрации и осторожности, которые не нужны во время игры. Поэтому нужно привлекать ребенка к простой домашней работе, это особенно полезно для развития его интеллектуальных и двигательных способностей. Родители, которые думают, что заставить маленького ребенка работать жестоко, на самом деле, лишают его самостоятельности.
Библиографический список:
1. Бондаренко А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
2. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения [Текст] /К.Л. Печора.- М.: Просвещение 1986. - 303 с.
3. Зворыгина Е.В. Формирование игры в группах раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина// Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. -Таллинн, 1984. - 383 с.
2020