НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева Л.В. Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций как источник формирования у детей нравственных ценностей

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Педагогический коллектив СП «Теремок» построил свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Дети считают свои дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников.
Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют образовательную функцию, т.к. в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, коллектив ДОУ преследует цель приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры. Одной из задач стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника.
При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником: проводы зимы,
радостью собранного урожая, летними гуляньями. Из всего многообразия коллективом ДОУ были выбраны наиболее значимые праздники, такие как: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Пасха».
«Осенины» Основными целями этого праздника являются расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень урожайная» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей, фруктов и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию, придумывает свой девиз. О своеобразии народного земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла.



«Рождество» Цели проведения данного праздника с детьми,путем создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого; воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку. В рамках предварительной работы педагоги организуют выставки: «Ёлочная игрушка», «Ёлочка нарядная». Воспитанники вместе с родителями изготавливают из бросового материала оригинальные игрушки. Во время интегрированной образовательной деятельности дети узнают об обычаях и традициях русского народа, особенностях зимних праздников.



«Масленица Цели проведения этого праздника -представить дошкольникам особенности народных масленичных гуляний; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника; воспитывать гуманизм, человеческое достоинство, гражданскую позицию.
Приобщение к народной праздничной культуре также способствовала интегрированная деятельность, организованная с детьми на тему «Путешествие в старину» Дошкольники с удовольствием и интересом принимали активное участие в народных играх и гуляньях, организованных педагогами.



«Пасха» Воспитать художественный вкус, пробудить желание создавать из обычного необычное стало главной целью организации совместной работы детей, воспитателей и родителей по росписи яиц разнообразными способами. Оформленные композиции были представлены на выставке «Пасхальное яичко» в каждой группе.
Особое внимание в детском саду уделяется организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Она выражается в творческой продуктивной деятельности по подготовке к празднику. Изготавливаются элементы праздничного оформления, аксессуары народного костюма, разучиваются песенки, народные игры, хороводы. В проекте «Куклы наших предков» родители принимали активное участие. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера и ментальности.



2019