Библиографическое описание:
Румянцева Т.Н. Специфика оптико-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В основе познавательной деятельности человека лежит ориентировка в пространстве. Полноценное развитие данной функции обеспечивает правильное формирование речи, счетных опера ций, чтения, письма, конструктивного мышления. Недостаточное развитие пространственных представлений является одной из частых причин неуспеваемости ребенка в школе, проблем в формировании навыков письма, чтения.
Современная точка зрения об оптико-пространственных представлениях у младших школьников складывается на основе исследований Т.В.Ахутиной, 1997, А.Р.Лурия, 2018, Н.Я.Семаго, 2000, рассматривающих высшие психические функции как сложные, многоуровневые, иерархически построенные.
У младших школьников с дисграфией имеются трудности во всех пространственных направлениях, затруднения в определении «правого» - «левого», неточность в восприятии и воспроизведении формы. (Т.В.Ахутина, 1997, И.Н.Садовникова, 1997, А.Н.Корнев, 1997).
Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Исследование проводилось с помощью заданий, предложенных А.Н.Корневым, 1997, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, 1995, И.Н.Садовниковой, 1997, Т.Г. Визель, 2021. Было изучено понимание детьми «схемы тела», взаимоотношений между двумя предметами, умение употреблять предлоги, обозначающие месторасположение и действие с предметами; ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что состояние оптико-пространственных представлений у детей без нарушения письменной речи выше, чем у детей с дисграфией.
У детей с дисграфией выявлен более низкий уровень сформированности ориентировки на собственном теле, дифференциации правых и левых его частей, ориентировки в направлениях «впереди – сзади», «вверху – внизу» по сравнению с детьми без нарушения письменной речи. Что свидетельствует о задержке дифференциации правых и левых частей тела, в то время как в нормальном онтогенезе данная функция формируется к 6 годам. Это подтверждается теоретическими положениями А.Н.Корнева, 1997 о том, что понятия «впереди - позади», подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной частей тела, а «верх - низ» - отношением к вертикальной оси «голова - ноги», в отличие от понятий «право - лево», которые более абстрактны. По данным исследования А.Р.Лурия, 2018 представления о «схеме собственного тела» появляются в онтогенезе одними из первых.
Дети с дисграфией затруднялись в определение частей тела человека, сидящего, напротив, в большей степени, чем дети без нарушений письменной речи. Наши данные совпадают с точкой зрения И.Н.Моргачевой, 2009 о том, что для выполнения данного задания характерны более обобщенные оптико-пространственные представления, предполагающие способность ребенка определять направления относительно других лиц и предметов.
Трудности вызвали понимание и употребление предложно-падежных конструкций, особенно употребление предлогов «над», «за», «перед», «под». Полученные результаты соотносятся с данными Н.Ю.Горбачевской, О.В.Елецкой, 2005 о том, что дети с недостаточной сформированностью пространственных представлений, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей.
В ориентировке на листе бумаги дети с дисграфией испытывали трудности при определении правой и левой сторон листа бумаги и понимании предлогов «над», «под». У некоторых школьников наблюдалось нечеткое изображение геометрических фигур, расположение рисунков не по центру листа.
В соответствии с результатами исследования были предложены игры по развитию оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Для развития данных функций успешно используются в работе игры и упражнения, предложенные И.Н. Моргачевой, 2009, И.Н.Садовниковой, 1997. Примеры игр:
- Игра «Приключение Незнайки» используется для закрепления умения ориентироваться в схеме тела. Логопед предлагает детям представить себя Незнайками и рассказывает, что происходит с героем, а они имитируют происходящее: «Незнайка вышел из дома. Поднял голову вверх. Ах, какое солнышко! Прищурил левый глаз, посмотрел на солнышко. Закрыл ладошкой правый глаз. Опустил голову вниз. А это что? Неужели лужа? Незнайка носком левой ноги коснулся лужи…».
- Дидактическое упражнение для закрепления понимания детьми предложно-падежных конструкций. Логопед предлагает детям выполнить различные действия: положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.).
- Упражнение для обучения детей определять правые и левые части тела человека, находящегося, напротив. Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Потом роли меняются.
- Упражнение для обучения детей
ориентировке на листе бумаги. Детям предлагается на листе бумаги: нарисовать кружок, справа от него — крестик, над крестиком поставить точку и т.д.
- Дидактическое упражнение для закрепления понимания своего положения по отношению к окружающим предметам. Логопед предлагает определить ученику последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 123456789: «Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? И т.п.».
Таким образом, использование предложенных упражнений в систематической работе с детьми способствует развитию оптико-пространственных представлений.
Литература1. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. - № 3.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. - М., АСТ - 2021. 554 с.
3. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. \\ Логопед. - 2005. №2.
4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн. ред. О. В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2011. – 180с.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб, 1997. – 286 с.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 156 с.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПБ, Питер - 2018. – 786 с.
8. Микфельд Я. О. Система коррекционно - развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников. //Логопедия. – 2004. - №4 (6). – с. 42-53
9. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 440 с.
10. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПБ, Детство-Пресс, 2009. – 212 с.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М., 1997.
12. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы \\ Дефектология. № 1. 2000.
13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.:Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
14. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995. – 295 с.
15. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте /Авт. Фотекова Т. А. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2009. – 164с.
16. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. – М.: Издательство «Спорт и Культура - 2000», 2017. – 128 с.
Румянцева Т.Н. Специфика оптико-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В основе познавательной деятельности человека лежит ориентировка в пространстве. Полноценное развитие данной функции обеспечивает правильное формирование речи, счетных опера ций, чтения, письма, конструктивного мышления. Недостаточное развитие пространственных представлений является одной из частых причин неуспеваемости ребенка в школе, проблем в формировании навыков письма, чтения.
Современная точка зрения об оптико-пространственных представлениях у младших школьников складывается на основе исследований Т.В.Ахутиной, 1997, А.Р.Лурия, 2018, Н.Я.Семаго, 2000, рассматривающих высшие психические функции как сложные, многоуровневые, иерархически построенные.
У младших школьников с дисграфией имеются трудности во всех пространственных направлениях, затруднения в определении «правого» - «левого», неточность в восприятии и воспроизведении формы. (Т.В.Ахутина, 1997, И.Н.Садовникова, 1997, А.Н.Корнев, 1997).
Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Исследование проводилось с помощью заданий, предложенных А.Н.Корневым, 1997, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, 1995, И.Н.Садовниковой, 1997, Т.Г. Визель, 2021. Было изучено понимание детьми «схемы тела», взаимоотношений между двумя предметами, умение употреблять предлоги, обозначающие месторасположение и действие с предметами; ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что состояние оптико-пространственных представлений у детей без нарушения письменной речи выше, чем у детей с дисграфией.
У детей с дисграфией выявлен более низкий уровень сформированности ориентировки на собственном теле, дифференциации правых и левых его частей, ориентировки в направлениях «впереди – сзади», «вверху – внизу» по сравнению с детьми без нарушения письменной речи. Что свидетельствует о задержке дифференциации правых и левых частей тела, в то время как в нормальном онтогенезе данная функция формируется к 6 годам. Это подтверждается теоретическими положениями А.Н.Корнева, 1997 о том, что понятия «впереди - позади», подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной частей тела, а «верх - низ» - отношением к вертикальной оси «голова - ноги», в отличие от понятий «право - лево», которые более абстрактны. По данным исследования А.Р.Лурия, 2018 представления о «схеме собственного тела» появляются в онтогенезе одними из первых.
Дети с дисграфией затруднялись в определение частей тела человека, сидящего, напротив, в большей степени, чем дети без нарушений письменной речи. Наши данные совпадают с точкой зрения И.Н.Моргачевой, 2009 о том, что для выполнения данного задания характерны более обобщенные оптико-пространственные представления, предполагающие способность ребенка определять направления относительно других лиц и предметов.
Трудности вызвали понимание и употребление предложно-падежных конструкций, особенно употребление предлогов «над», «за», «перед», «под». Полученные результаты соотносятся с данными Н.Ю.Горбачевской, О.В.Елецкой, 2005 о том, что дети с недостаточной сформированностью пространственных представлений, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей.
В ориентировке на листе бумаги дети с дисграфией испытывали трудности при определении правой и левой сторон листа бумаги и понимании предлогов «над», «под». У некоторых школьников наблюдалось нечеткое изображение геометрических фигур, расположение рисунков не по центру листа.
В соответствии с результатами исследования были предложены игры по развитию оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Для развития данных функций успешно используются в работе игры и упражнения, предложенные И.Н. Моргачевой, 2009, И.Н.Садовниковой, 1997. Примеры игр:
- Игра «Приключение Незнайки» используется для закрепления умения ориентироваться в схеме тела. Логопед предлагает детям представить себя Незнайками и рассказывает, что происходит с героем, а они имитируют происходящее: «Незнайка вышел из дома. Поднял голову вверх. Ах, какое солнышко! Прищурил левый глаз, посмотрел на солнышко. Закрыл ладошкой правый глаз. Опустил голову вниз. А это что? Неужели лужа? Незнайка носком левой ноги коснулся лужи…».
- Дидактическое упражнение для закрепления понимания детьми предложно-падежных конструкций. Логопед предлагает детям выполнить различные действия: положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.).
- Упражнение для обучения детей определять правые и левые части тела человека, находящегося, напротив. Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Потом роли меняются.
- Упражнение для обучения детей
ориентировке на листе бумаги. Детям предлагается на листе бумаги: нарисовать кружок, справа от него — крестик, над крестиком поставить точку и т.д.
- Дидактическое упражнение для закрепления понимания своего положения по отношению к окружающим предметам. Логопед предлагает определить ученику последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 123456789: «Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? И т.п.».
Таким образом, использование предложенных упражнений в систематической работе с детьми способствует развитию оптико-пространственных представлений.
Литература1. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. - № 3.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. - М., АСТ - 2021. 554 с.
3. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. \\ Логопед. - 2005. №2.
4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн. ред. О. В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2011. – 180с.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб, 1997. – 286 с.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 156 с.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПБ, Питер - 2018. – 786 с.
8. Микфельд Я. О. Система коррекционно - развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников. //Логопедия. – 2004. - №4 (6). – с. 42-53
9. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 440 с.
10. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПБ, Детство-Пресс, 2009. – 212 с.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М., 1997.
12. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы \\ Дефектология. № 1. 2000.
13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.:Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
14. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995. – 295 с.
15. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте /Авт. Фотекова Т. А. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2009. – 164с.
16. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. – М.: Издательство «Спорт и Культура - 2000», 2017. – 128 с.