НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Преображенская Е.А. Формирование навыка пересказа русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

На этапе предшкольной подготовки важным является достаточная степень сформированности у дошкольников умения планировать собственное высказывание, определять его содержание, последовательно и связно излагать свои мысли. На формирование связности детской речи положительное влияние может оказать развитие навыка пересказа художественных произведений, тексты которых содержат образные описания, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Определению роли пересказа как одного из способов развития связной речи посвящено немало работ отечественных специалистов. В частности, по Н.А. Стародубовой, при пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения [2]. По данным И.В. Зотовой, обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование художественных текстов позволяет эффективно проводить работу по развитию у детей «чувства языка», то есть обращается внимание к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме того, пересказ способствует воспитанию у детей положительных качеств: доброты, отзывчивости, толерантности и др. [1]

Анализ источников показал, что на сегодняшний момент имеется множество теоретических подходов к определению термина «пересказ».

Пересказ трактуется как: 1) связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения (Н.А. Стародубова); 2) связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения (А.М. Бородич); 3) осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи (В.И. Яшина); 4) воспроизведение прочитанного или услышанного текста (К.И. Яшина).

На основе этих трактовок мы можем вывести свое определение понятия «пересказ» − это связное, выразительное, осмысленное воспроизведение ребенком прослушанного художественного произведения в устной речи.

Пересказу рекомендуется обучать только после пяти лет, т.к. в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Замечено, что дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить бóльшую самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. По данным В.И. Яшиной, старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастание роли произвольно-волевых действий способствует тому, что дети прилагают усилия для лучшего запоминания и точного воспроизведения прочитанного. Они могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, лексически и синтаксически близкие к языку художественного произведения [3].

Анализ методической литературы доказывает необходимость поиска новых, более эффективных, научно-обоснованных путей формирования навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством формирования навыка пересказа у воспитанников указанной категории можно считать русские народные сказки.

Приведем пример работы над пересказом сказки «Лиса и кувшин» с детьми старшей группы, в ходе которой решались следующие образовательные задачи: 1) связная речь: рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов педагога; выразительно передавать разговор лисы с кувшином; 2) словарь: объяснить значение слова «жать»; развивать умение составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу; 3) звуковая культура речи: побуждать использовать в речи разные интонации.

Последовательность образовательной деятельности была следующей.

Педагог загадывал загадку:

Рыжая, хитрая,

Никак ей не сидится,

Рыщет всюду, быстрая,

Звать ее… (лисица).

Затем педагог спрашивал у детей: «Почему вы думаете, что это лисица?». После этого воспитатель читал сказку «Лиса и кувшин».

Педагог после прочтения сказки задавал вопросы:

1. О чем рассказывается в этой сказке?

2. Как лиса попала в кувшин?

3. Как лиса сначала разговаривала с кувшином? (Ласково, она его просила.) Какие слова говорила? Детям нужно было произнести эти слова так, чтобы все поняли, что лиса говорит ласково.

4. Как лиса стала потом разговаривать? (Сердито, она угрожала кувшину.) Какие слова она говорила? Детям нужно было произнести их, чтобы было понятно – лиса говорит сердито.

5. Чем заканчивается сказка?

6. Какой показана лиса в этой сказке? (Лиса показана хитрой, она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Сначала притворилась ласковой, а потом сердито стала разговаривать с кувшином.)

Педагог объяснял детям значение слова «жать».

Воспитатель, обратив внимание детей на предложение «Побежала лиса к реке», спросил: «Как можно сказать по-другому?» Детям нужно было придумать вместо «побежала» другое слово. (Помчалась, понеслась, полетела.) После этого детям предлагалось составить такое предложение, чтобы в нем было слово «лиса».

Далее педагог предлагал детям послушать сказку еще раз и затем рассказать ее, передав интонации разговора лисы с кувшином, вызывая детей по двое и по очереди. Воспитатель при этом советовал им договориться, кто возьмет на себя роль автора, кто – лисы.

После пересказов педагог спрашивал у детей, чья сказка им больше понравилась и почему?

Таким образом, можно утверждать, что занятия с использованием русских народных сказок могут способствовать расширению кругозора дошкольников, активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи, повышению коммуникативной функции речевой деятельности. Использование иллюстративного материала к русским народным сказкам может способствовать повышению уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников, закрепить у них представления об основных способах построения высказывания, что может сделать их речь более развернутой, последовательной и логичной.

Список литературы1. Зотова, И.В. Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, О.С. Затонских // Современные инновации. – 2018. – № 5. – С. 73–74.

2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия ИЦ, 2012. – 256 с.

3. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
2022