НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Джурова С. А. Игра в детском саду

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Какие мы знаем игры? Вопрос не сложный и каждый педагог ответит с легкостью на него. Итак. Настольные игры, игры на подражание, дидактические игры, сенсорные игры, игровые занятия, игровые технологии, музыкальные игры. Так же подвижные игры, игровые упражнения, традиционные / народные игры, сюжетно - ролевая игра, свободная игра, театрализованные игры. И не забудем про дворовые игры, жестовые игры, игра по плану, режиссерская игра, игры по правилам, спортивные игры. Слово игра очень часто употребляется в связи с дошкольным образованием. Не один дошкольный педагог не будет оспаривать значимость игры для детского развития. Об этом говорит множество исследований. И значение игры подчеркивается в каждой образовательной программе, в каждом плане педагога. В то же время очень часто игра не рассматривается как самостоятельная деятельность детей, а в большей степени позиционируется как дидактический инструмент. Такая форма работы с детьми, средства обучения для того, чтобы у детей появились новые навыки, новые способности. Чтобы они о чем то узнали. То есть игра буквально становится таким средством обучения. И свободная инициативная деятельность детей подменяется игровыми технологиями, приемами и методами обучения. Конечно, сама по себе дидактическая игра не бесполезна. Она имеет смысл и значение в дошкольном образовании. Но все же, игровые формы обучения это не настоящая детская игра. И игровые моменты в обучении – это всего лишь дидактический прием. Который инициирует взрослый. Для того чтобы чему либо научить детей. А свободная игра – это инициативная активность детей в среде, которая полностью возникает по собственной инициативе детей. В такой игре ребенок имеет право свободного входа и выхода. Он сам осознает свой выбор, сам формирует полностью свой замысел и реализует его теми или иными средствами. Со второй половины двадцатого века во всем мире тотально развернулась общественное движение за поддержку свободной игры детей. Вообще, детской игры. В 1961 году в Европе была основана неправительственная Международная ассоциация поддержки игры (IPA – International Play Association). Цель этой ассоциации защита и реализация права ребенка на игру, как фундаментальное право человека. Кроме того ассоциация разрабатывает идеи и стратегии для поддержки игры во всем мире в разных контекстах и для создания благоприятных условий для развития игры.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. И ст. 31 этой конвенции утверждает так же право ребенка на игру. В 1993 году Правительство Российской Федерации приняло постановление о реализации Конвенции ООН, то есть Россия так же приняла соглашение о том, что утверждения Конвенции будут реализованы и в нашей стране. И важный момент, в 2013 году Международная ассоциация поддержки игры разработала дополнительный комментарий к 31 статье, где более подробно определила, что такое игра. И сформулировала предложения по тому, как можно ее поддерживать. И вот вопрос, о какой действительно игре говорит ООН и какую игру стремится поддерживать Международная ассоциация поддержки игры? То есть насколько мы на самом деле понимаем, о чем должна идти речь в данном случае.
Итак, игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. Безусловно, игра – это добровольная свободная деятельность предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии). Здесь можно говорить о том, что взрослый не должен вмешиваться в игру, он не должен запрещать или прерывать ее. Что может тогда делать взрослый, когда играют дети? Он может наблюдать, он может участвовать, он может помогать, по просьбе детей. Так как игра главная форма проявления инициативности и самостоятельности. Возможность почувствовать и увидеть свои результаты, воплощение своего замысла. В отличие от этого использование каких - то игровых приемов, например, предполагает не только инициативу взрослого, но и прямое руководство. То есть ребенок, если мы не даем возможности играть, и если мы используем какие - то игровые приемы, то ребенок при этом выполняет в основном задания, инструкции, следует указаниям взрослого и отвечает на вопросы.
Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе. То есть удовольствие приносит и сам процесс игры, а не ее результат и не ее оценка. И если сравнивать с игровыми формами обучения, то там действия ребенка направлены в основном преимущественно на оценку взрослого. Ведущей, становится какая - то мотивация, к какому то достижению. И это провоцирует всегда некое сравнение с другими, и какие- то конкурентные установки. Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована. То есть, подлинная игра не может подчиниться какому - то плану. Она всегда спонтанна, это всегда сюрприз. Игра больше похожа на импровизацию. Чем на действие, по какому то плану. И естественно, таким образом, она стимулирует творческую активность и самовыражение. Но и опять же в сравнении с игровыми методами обучения предполагается следование определенным образцам. Есть, какие то однозначно правильные действия и ответы, которые от ребенка ожидает взрослый. Предлагая эти игровые ситуации. И если подвести итог, игры по разработанному взрослым сценарию с использованием игрушек сказочных сюжетов на занятии ничего общего не имеют с настоящей игрой.
Итак, свободная игра. Почему же она так важна? Во время свободной игры у детей развивается воображение, саморегуляция и эмоциональная сфера. Огромное количество социальных навыков, потому что дети общаются, договариваются, создают совместный замысел, реализуют его. Вынуждены, сталкиваясь с конфликтами, находить конструктивные решения. И кроме того развитая игра имеет большое значение для психологической готовности к школе. Потому что развивается и рефлексия и формирование адекватной самооценки и учебная мотивация формируется. Так же ребенок, который способен принимать участие в развитой игре, у которого развиты игровые навыки, легко адаптируется к школе.
Таким образом, играть ребенок должен по собственной инициативе, свободная игра дает ребенку пережить, переосмыслить те противоречия ценностно смысловые, которые он имеет. Поэтому такую игру необходимо вывести на первое место в дошкольных учреждениях.

Библиографический список

1.      Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2.      Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
3.      Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
4.      Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012016/SZP-0241.htm#$p24
2021