Актуальные вопросы начального общего образования

Рыбакова О. А. Теоретические основы выбора направлений воспитательной работы

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Теоретическую основу выбора направлений воспитательной работы составляет ряд научных теорий и концепций, которые можно свести к следующим позициям:

·          Средство образования и воспитания- создание условий для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей, то есть от степени выраженности дефекта;
·          Формирование успешного жизненного пути- создание условий (специально сконструированная «деятельность развития»)для ребенка с ОВЗ, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути, то есть именно педагог (учитель, классный руководитель)создает ситуацию, в которой формируются или не формируются основные механизмы регуляции поведения;
·          Развитие личности- нормальное развитие ребенка с УО рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, на развитие его личности, то есть речь идет о саморазвитии как о фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни, как об обязательной составляющей полноценного формирования личности ребёнка;
·          Успешное развитие – обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка со взрослым.
·          Рассмотренные позиции должны быть выбраны в качестве ориентиров при отборе содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке практического материала.
·          При планировании основных блоков и направлений воспитательной работы педагогу необходимо руководствоваться положениями личностно ориентированной и гуманной педагогики, предлагающей главное внимание уделять раскрытию индивидуальности каждого воспитанника, формированию устремлений ребенка в направлений «я хочу», «я буду», «я могу» как основы взаимодействия с классным руководителем.
·          Ребенок, как личность, будет эффективно развиваться при условии учета его возрастных особенностей и интересов.
·          Направления воспитательной работы в 1-4 классах
·          Основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса в начальных классах необходимо строить из следующих мотивов и ведущих видов деятельности.
·          Мотивы:
·          -потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
·          -потребность в общении
·          У младших школьников с ОВЗ отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогам, работающим с детьми данного возраста, необходимо формировать два очень важных мотива, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл:
·          1) настойчивое стремление стать школьником; познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
·          2)потребность в общении, принимающая форму желания выполнить важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих.
·          Ведущие виды деятельности:
·          1) игра в её наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая. Ролевая игра должна выступать как деятельность, в которой формируется ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
·          2)учебная деятельность как ведущая в целостном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающим миром.
·          Исходя из этого планирую воспитательную работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить проблемы по следующим по следующим направлениям:
·          1.Личностное развитие
·          При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
·          -на входящей, промежуточной и итоговой диагностиках уровня воспитанности; самооценке черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие…)
·          -формировании навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей ему усвоение новой роли-ученик, успешный ученик- и формирующей его новое отношение к окружающей среде;
·          -развитие умения играть;
·          -создание условий для развития самоуправленческих начал в формирующемся коллективе класса; выполнение условий здоровьесберегающих технологий; формирование культурно-нравственной ориентации.
·          2. Охрана здоровья и физическое развитие
·          Учитывая низкий уровень показателей физического развития у детей с УО, а также их подверженность дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению необходимо уделять пристальное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно- оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно- гигиенических навыков до автоматизма.
·          3. Трудовое воспитание
·          -отработка навыков и умений учебного поведения;
·          -формирование навыков учебной деятельности, как ведущего вида деятельности
·          -формирование первоначальных представлений и правильных понятий о личной гигиене
·          -привитие навыков самообслуживания
·          -выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом
-формирование навыков коллективной трудовой деятельности
-формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда
-развитие интереса к трудовой деятельности взрослых
4.Социализация и общение
Учитывая тот факт, что большинство детей воспитываются в неблагополучных семьях,а также имеют отрицательный опыт общения, при работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
-на знакомстве с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях- в школе, столовой, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;
-практической отработке этических норм и правил;
-формировании сущности нравственных понятий;
-формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
-воспитании доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим;
-анализе своих поступков;
-реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
-экологическом воспитании
5. Развитие творческого воображения

Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта

6. Основы гражданского и патриотического воспитания

Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического и сознания, верности к Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Достижение этого реализуется через формирование:

-чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос

-уважительного отношения к языку своего народа

-чувства гордости за социальные и культурные достижения сврей страны

-чувства гордости за своё Отечество, символы государства, за свой народ

-уважительного отношения к историческому прошлому Родины

-гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей

7.Досуговая деятельность

Досуговая деятельность для детей с УО играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, что является отражением потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени. Полноценный отдых детей играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил, поскольку создает в их жизни необходимый баланс и гармонию. От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологической климат в школьной коллективе.

Педагогам, работающим с детьми данного возраста, необходимо иметь четкие представления об определении понятий досуга и отдыха.

Досуг (свободное время)-часть внерабочего времени. В структуре свободного времени выделяют:

-активную деятельность-учеба, самообразование

-культурное (духовное) потребление- чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, спортивные соревнования; конкурсы, ярмарки, викторины.

Отдых-состояние покоя либо такого рода деятельности, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Таким образом, отдых-это средство, с помощью которого происходит восстановление сил и работоспособности, а досуг – средство восстановления сил человека в процессе его деятельности, то есть досуг является частью отдыха.

Библиографический список

1. Акутина С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 2.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4.
4. Воспитательная система школы // Классный руководитель, 2001, № 3.

2020-11-24 16:03 2020