В условиях сменной школы обучаются разновозрастные учащиеся от 15 до 60 лет, имеющие разный уровень знаний, мотивации, навыков самостоятельной работы. Поэтому использование интерактивных технологий представляет определенную сложность. Прежде всего, это:
- сложившийся у учащихся стереотип, что учитель сам дает вариант решения проблемы.
- недостаточная подготовленность учащихся к новым формам работы и новым требованиям.
- требование определенной подготовки самого учителя, необходимость заниматься самообразованием, более глубоко изучать данную технологию, знакомиться с опытом коллег, обмениваться мнениями.
При этом современный выпускник школы должны обладать высокой информационной культурой поведения, поэтому внедрение в учебный процесс инновационных методик позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность. Данные технологии помогают научить учиться. Результаты проведенных уроков в рамках интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а, значит, и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким. Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Интерактивные технологии позволяют вовлечь в учебный процесс всех учащихся в процесс познания, учат работать в режиме диалога, сотрудничества, снимают эмоциональную напряженность. Достоинством интерактивного обучения является его универсальный характер. Оно эффективно на любых этапах учебного процесса: при проверке домашнего задания, активизации пройденного материала, постановке учебной задачи, изучении новой темы, первичном закреплении. На его основе можно проектировать и повторительно-обобщающие, и контрольные, и уроки по освоению нового программного содержания.
В настоящее время у учителя есть возможность выбирать из богатейшего арсенала ИТ те, что наиболее подходят ему в силу специфики внутренней школьной дифференциации, познавательных способностям и уровня подготовки школьников и личностных особенностей самого педагога. Нельзя допускать применения технологии только ради насыщения структуры урока. Часто интересный и эффективный сам по себе методический приём или форма в контексте определённого программного содержания и в условиях работы с определённым контингентом может оказаться энергозатратным и неоправданно длительным. Необходимо использовать ИТ, учитывая личность каждого старшеклассника: уважать другие точки зрения, мирно разрешать конфликты. Каждый учитель должен представлять собой творческую учебно-методическую лабораторию, в которой он постоянно, исходя из целей исторического образования, индивидуальных особенностей учеников, должен искать, выбирать и апробировать разные методические воплощения, изменяя учебные алгоритмы деятельности.
В рамках сменной школы возможно использование следующих интерактивных методик.
· Работа в парах и малых группах - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке.
· Проблемное обучение. Основная идея проблемного обучения- построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Оно направлено на проникновение в суть исторических фактов, но отличаются уникальной возможностью обогащать учащихся опытом творческой деятельности на теоретическом уровне.
· Чтение с «остановками», когда организуется чтение текста (первоисточника), разбитого на смысловые части, все это сопровождается различного типа вопросами и заданиями для лучшего понимания изучаемого материала.
· Час редактора. Это групповая форма деятельности, рассчитанная на повторение или закрепление пройденного материала. Старшеклассникам предлагается текст с перепутанной информацией, связанной с разными событиями. Нужно разделить его на две статьи, дополнить недостающими фактами, чтобы получилось логичное отображение определённого события.
· Сочинение-рассуждение, подготовка к мини-сочинению в рамках ЕГЭ. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания;
· Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее. Дискуссия требует специальной подготовки учащихся, выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы учащихся спорить
· Представление к награждению. Школьники в группах должны подготовить в форме презентации представление к награждению исторического лица военной, научной, общественной, государственной или культурной сферы деятельности. Презентация должна содержать веские доказательства его заслуг перед Родиной и Отечеством.
· Тонкие и толстые вопросы. «Тонкими» вопросами считаются те, которые требуют односложных ответов, а «толстые» - развёрнутого, подробного, аргументированного ответа. В процессе работы над новой темой приём может использоваться для фиксации вопросов по ходу чтения или слушания.
· «Кейс - метод». Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию и актуализировать определенный комплекс знаний, для того чтобы разрешить сложившуюся проблему. Но при этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод - это метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для усвоения данной проблемы. Практическая значимость этого метода заключается еще и в том, что содержание контрольно-измерительных материалов ГИА требует показать умение работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Именно кейс-метод может помочь эти навыки сформировать и закрепить. решение познавательных и и занимательных задач.
· Кроссенс. Составление кроссенса - увлекательное занятие, которое можно использовать как домашнее задание.
Наличие в ребенке внутренней активности приводит к отказу от
усвоения определенного объема соответствующих знаний, как главной
цели образовательного процесса. Главная цель опыта – целостное
развитие личности ученика. Средством же развития личности,
раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является
самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую
деятельность, чему способствует современные интерактивные
технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию.
Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому основная идея
данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с
собственной инициативой и самостоятельностью, активностью
школьника, что стало возможным при использовании интерактивного
обучения.
При настойчивом и систематическом научении, как правило, навыки выполнения таких заданий появляются.
Библиографический список
1. Смирнова А.С. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.317.2. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер,2004.-С.240.