Актуальные вопросы начального общего образования

Малых С.А. Урок-путешествие «Родной край – частица России»


Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Задачи деятельности учителя: способствовать ознакомлению с историей родной республики Хакасия. Формирование УУД.
Регулятивные: осуществлять оценку результатов работы.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, умение увлекать аудиторию своим выступлением.
Личностные: понимать важность изучения истории родного края, ее обычаях, традициях, проявление любви к своей малой родине, ее прошлой и настоящей славе.
Оборудование: карта Хакасии, записи мелодий хакасских песен, хакасские костюмы, выставка рефератов, хакасская юрта, мелодия «космической музыки», пого, хакасское блюдо - талкан.
Базовое понятие урока: Родина, «малая родина», бубен, айран.
(Урок необычен тем, что содержательная основа учебником не обеспечивается, это региональный компонент).
1. Оргмомент.
- Я рада встрече с вами. Я желаю вам сегодня удачи. Если вам будет трудно, я помогу.
2. Мотивация.
Урок начинается со стихотворения (читает учитель):

Если скажут слово «Родина»,

сразу в памяти встает старый дом в саду, смородина,

толстый тополь у ворот.

Учитель: - А что такое для вас Родина?
Учащиеся:. - Государство, где ты родился, учился, живешь.
Учитель: - Как называется наша Родина?
Учащиеся: - Россия, наше Отечество, Русь.
3. Формирование темы урока.
Учитель: - А давайте попробуем назвать конкретно те города,
поселки, где родился каждый.
Ученики (называют 5-6 человек).
Учитель: - Вы назвали те места, где родились и растете. Это
«Малая Родина». Сегодня мы и будем говорить о ней. Какая у нас
общая «малая Родина»?
Ученики: - Хакасия, Республика Хакасия.
Учитель: - Молодцы! Это и будет темой нашего урока. Но урок
будет необычный: его проведете вы сами, мои помощники. Вы
много потрудились, и я верю, что урок будет увлекательным.
4. Открытие нового знания
- Дорогие ребята и участники нашего путешествия! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отправиться в увлекательную поездку по нашей родной Хакасии. Отправимся мы конечно мысленно. А вид транспорта мы сейчас выберем.
- Что вы предлагаете?
- А я вам предлагаю путешествовать на сверкающем сверхзвуковом экспрессе, который мчится без дорог в пространстве и во времени. Управляется с помощью точных приборов. Итак вызываем «голубой экспресс» (звучит мелодия космической музыки, на фоне музыки слова учителя)
- Внимание! Голубой экспресс отправляется по маршруту: «Наша республика Хакасия» (покажите на карте, показывают) с остановками на станциях:

1. Историческая

2. Музыкальная

3. Моя Хакасия

- Дорогие ребята и гости, все мы живем на хакасской земле. Велика наша страна, каждый ее уголок имеет свою историю. Вроде и немного места занимает республика Хакасия на карте нашей Родины, да ведь не так уж мало, Хакасия в 1,5 раза больше, чем Голландия и Дания, вдвое больше Бельгии. И вот для того, чтобы вы лучше знали историю своей республики, мы и совершаем сегодня это путешествие. Итак, час прибытия приближается, объявляется посадка (мелодия хакасской песни (горловое пение), на фоне музыки слова учителя).
- Парят над степью коршуны. Стоишь ты посреди бескрайней степи, слушаешь песню и словно на яву видишь все, что давно минуло. Наш экспресс переносится в VI-V в. до н. э. Добро пожаловать на станцию «Историческая».
Рассказы детей:
1-й ученик. В IV в. у древних хакасов возникло свое государство. Оно занимало территорию между реками Енисея и Чулыма.
2-й ученик. О населении средневековой Хакасии писали китайские летописцы: «жители телом все высоким и велики, с красными волосами, с зелеными глазами и белой кожей. Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые у них татуируют руки себе, а женщины по выходу замуж татуируют себе шею».
3-й ученик. Иля хягас (хакас) впервые упоминаются в китайской хронике в 95 г. до н. э. Летопись сообщает, что гунны (это племя китайцев под предводительством китайского полководца Ли Лин захватили земли динлин на Енисее и назвали землями Лягас. Ли Лин жил в роскошном дворце на берегу Енисея. (Развалины этого дворца раскопаны археологами вблизи города Абакан).
4-й ученик. Древние хакасские воины напоминали рыцарей. Одетые в панцыри, латы и шлемы, были вооружены тяжелыми мечами, луками и стрелами. При длительных походах транспортом служили двухколесные повозки, запряженные верблюдами.
5-й ученик. Прошло время и в 1207 г. на просторы диких степей вторгся монгольский хан Темучин, который принял имя Чингисхан. 180 лет правили они на этой земле. Что явилось настоящей катастрофой для хакасского народа. Тысячелетняя культура, все достижения были уничтожены и пришли в упадок.
6-й ученик. Поля были запущены, плотины и шлюзы разрушены, посевы обращены в пастбища. Хакасы стали в основном скотоводами, т. к. легко можно было уйти в лес или горы, спастись от набегов монгол.
7-й ученик. Жизнь в хакасских аалах была богата традициями и обычаями. Из музыкальных инструментов самыми популярными были чатхан, холыс. Из развлечений у хакасов были различные игры в астрагалы (хазых). Массовым и народным видом спорта были конские скачки (чарыс) и борьба (курес).
8-й ученик. По верованиям хакасы в основном были шаманистами,
т.е. верили во всесилие добрых и злых духов.
Шаман - так у хакасов назывался человек, способный общаться с
этими духами. Обязательными инструментами шамана являлись
бубен и колотушка (рисунок бубна).
9-й ученик. Свои жилища хакасы называли юрта. В войлочных
(киис иб) люди жили зимой в берестяных (тос иб) - летом. В 19 в.
появилась срубная юрта (агас иб).
Учитель:
10-й ученик. Хакасская еда была разнообразной. Она состояла из молочных, мясных, растительных и хлебных продуктов. Важное место занимал айран-кислое, подвергшееся брожению молоко, (рецепт айрана и его история возникновения). Из поджаренного ячменя хакасы готовили талкан.
11-й ученик. Шли века, годы и вот в 1830 г. в Хакасии стали появляться ссыльные. Начинается рост экономики. На берегах реки Абакан возникают десятки улусов: Баинов, Райков, Доможаков.
Рос и отстраивался п. Усть-Абакан. Сейчас это город Абакан, который является культурным и экономическим центром.
Учитель: - На какой замечательной станции мы побывали, как много нового узнали. А теперь внимание! Наш голубой экспресс делает остановку на станции «Музыкальная».
1. Наш танец в исполнении девочек «Тарина».
2. Наше стихотворение на хакасском языке «Моя Хакасия»
3. Номер «Песня на хакасском языке - Медведь»
Ну что ж отправимся на третью станцию «Моя Хакасия». Мы все живем на хакасской земле, так же как и предки любим эту землю, любуемся этой красотой. А как вы относитесь к своему селу, к Хакасии мы узнаем из ваших рефератов. (Чтение и рассказ самых интересных рефератов).
5. Этап закрепления изученного.
Наше путешествие подходит к концу, и я приглашаю вас принять участие в викторине, посвященной истории, культуре и быту хакасского народа.
Начинаем викторину.
1. Кто такой шаман?
2. Что такое айран?
3. Как называлось жилище хакасов?
4. Что такое пого? (показ наглядности).
5. Столица республики Хакасия?
6. Назовите музыкальный инструмент хакасов?
7. Между какими реками находилось древнехакасское государство?
8. Кто напал на древнехакасское государство в 1207 г.?
5. Итог урока Рефлексия деятельности.
- Итак, закончилось наше воображаемое путешествие. Давайте, подведем итог (на доске плакат: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?)
- Я рада, если оно вам понравилось! А теперь приглашаем к столу отведать хакасские блюда «талкан» и «айран» (чаепитие).
Библиографический список литературы
1.Бутонаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.-Абакан:Хакасское книжное издательство,1996г.
2.Чебодаев П.И. История Хакасии ( с древнейших времен до конца XIX в.).-Абакан: Хакасское книжное издательство,1992.
3. Кошелева К.А Поэтическое слово Сибири: Учебное пособие.- Абакан:Хакасское книжное издательство,1996.
2018