НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова С. В. Театрализованные игры и упражнения для младших детей дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности.
Воспитательные возможности театрализованных игр широки. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, делать выводы.
Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка и раскрыть его творческий потенциал. Не зря они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
Малыши смеются и грустят вместе с персонажами, предупреждают об опасности, расстраиваются из-за неудач любимых героев, всегда готовы прийти им на помощь.
А какие игры и занятия способствуют общению и развитию детской речи? В своей работе мы широко используем не только всем известные потешки, хороводные игры, игры с сюжетными игрушками, чтение и рассказывание сказок, но и показ инсценировок с использованием разных видов театра.
Безусловно, в театральных играх важную роль играет воспитатель. От него требуется умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.
Театрализованные игры помогут воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобразить грусть, радость, страх.
Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из – за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используются упражнения на память физических действий.
Например, после показа и прочтения сказки «Теремок» предложить детям попроситься в теремок как волк и т. д. Или показать иллюстрации героев сказки «Заюшкина избушка» и спросить у детей: как вы думаете, из какой сказки они пришли к нам? Скажите, какой зайчик был, когда его выгнала лиса? (грустный, невесёлый, огорчённый, плакал), а теперь покажите. Каким зайчик стал, когда петушок выгнал лису? Изобразите. Покажите, как петушок ходил и высоко ноги поднимал. Предложить детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый медведь.

Игра – драматизация «Дедушка Молчок».

Сегодня к нам в гости придёт дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо. Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

Чики – чики – чики – чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок?

Тишина…. Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,

Тс – с – с, ничего не говори!

Воспитатель просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее воспитатель «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель от имени дедушки читает текст. Ребёнок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку

И слышится в ответ…(Ку – ку).

А вот котёночек в углу,

Мяукает он так…. (Мяу! Мяу!).

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы во след… (Гав! Гав!).

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко замычит…(Му –у!).

Если праздник, детвора

Весело кричит….(Ура!).

«Зайчик» (русская народная прибаутка, сл. Т. Бабаджан)

Ребёнок водит зайку по столу, игрушка выполняет лёгкие прыжки в ритме песенки:

Заинька, зайка! Маленький зайка!

Длинные ушки, быстрые ножки.

Заинька, зайка! Маленький зайка,

Деток боится Зайка-трусишка.

«Гуси» (муз. Е. Тиличеевой, сл. народные)

Вначале воспитатель поёт песню, затем дети начинают подпевать за гусей. В дальнейшем песня используется по ролям. Дети поют за гусей и в ритме песенки покачивают головой.

Гуси, гуси! Га – га – га!

Пить хотите? Да, да, да!

Гуси, гуси, вот вода!

Га – га – га! Га – га – га!

В заключение можно сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить – играя». При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности.

Библиографический список

1.       Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/2010 г.
2.       Журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2009г.
3.       Журнал «Воспитатель ДОУ» №10/2010г.
4.       Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2015г.
5.       Научно-методический журнал «Детский сад, всё для воспитателя» №2/2015г.
2022