НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бровкина З. Л. Формирование навыков общения в процессе игры у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

В пособии представлен теоретический и практический материал для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Содержание.
1.Введение
1.1.Актуальность
1.2.Цели и задачи
1.3.Условия применения
1.4.Предполагаемый конечный результат
2.Основная часть
3.Заключение
4.Приложение
5.Список использованной литературы
1. Введение.
1.1. Актуальность.
Наверняка, каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с людьми.
Общение – это один из важнейших компонентов формирования личности ребенка.
Есть дети, которые не имеют особых проблем с общением. Но есть дети, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки, испытывают сложности при общении с окружающими. У них отмечается повышенная возбудимость, чувствительность к внешним раздражителям или, наоборот, вялость, пассивность, двигательная расторможенность.
У большого количества детей отмечаются трудности в коммуникативной сфере. Многие дети с трудом взаимодействуют с другими детьми. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения со сверстниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Основной причиной проблем коммуникации могут стать неблагополучные отношения в семье, проявляющиеся в непоследовательности и противоречивости воспитания.
Психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания также являются причиной отказа ребенка от контактов со сверстниками, замкнутости, пассивности.
Еще одной причиной всего этого является то, что дети стали меньше общаться с взрослыми, друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в телевизор, планшет, телефон, компьютер.
Необщительный, конфликтный ребенок слабо адаптируется к окружающему миру. В последствии, у него возможны эмоционально-личностные проблемы.
Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эти проблемы будут сопровождать его всю жизнь.
Эмоциональное же благополучие человека включает в себя положительное самоощущение, уверенность, чувство защищенности и жизненные успехи. Оно во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого человека важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В связи с этим, вопрос развития у детей социально-коммуникативных навыков является современным и актуальным практически для любого дошкольного учреждения.
1.2. Цели и задачи:
Цель данного пособия – создание благоприятных условий для формирования и развития у детей социально-коммуникативных навыков при помощи игр и упражнений, новых форм работы и вовлечения в процесс всех субъектов образования. Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
1.3. Условия применения
Для реализации задач социально-коммуникативного развития необходимо создать условия, а именно:
- способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни; в сюжетно-ролевых, в играх-драматизациях, подвижных играх;
- разнообразить в группах материал для сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы;
-внедрять новые формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию.
1.4. Предполагаемый конечный результат
В результате проведения мероприятий с использованием игр и игровых упражнений, знакомства с базовыми эмоциями, у детей дошкольного возраста формируются конструктивные способы взаимодействия с окружающими людьми, обогащается эмоционально-чувственная сфера ребёнка, развиваются навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Дети вступают в диалог с окружающими по собственной инициативе, пользуются речевыми формами для установления контактов, терпимо относятся к промахам и ошибкам других детей. Они воспринимает доброжелательную критику со стороны, делятся своими чувствами и переживаниями, способны помочь другим и принять помощь от других.
2.       Основная часть.
Способность общаться или коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
-желание вступать в контакт с окружающими,
-умение воспринимать и понимать информацию, понимать состояние окружающих, сопереживать им, сотрудничать, говорить самому,
-знание норм и правил общения с окружающими.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Всему этому ребенок может научиться в семье, в детском саду, общаясь с другими детьми или с родителями, педагогами.
Позволить выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, стимулировать дошкольника в целом позволяет игра.
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и другие. Любая игра реализует разные цели. Но в системе игр есть общая цель – развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Для дошкольного периода важное место занимают коммуникативные игры, которые способствуют пополнению словарного запаса. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о чем-то другом, договориться о распределении ролей, предполагают правильно формулировать свои мысли, составлять рассказ.
Кроме этого, коммуникативные игры, в которых дети разделяются на группы, способствуют не только умению работать в команде, достигать определенных результатов, но и могут включать обучающие элементы.
Часто коммуникативные детские игры направлены на изучение правил поведения, когда в группе обсуждают определенные ситуации и такие категории как «хорошо» и «плохо».
Игровая ситуация помогает ребенку понять, что чувствует другой человек в данной ситуации, побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Он начинает эмоционально реагировать на такие ситуации, активно объясняя их, помогая игровому персонажу.
То есть, ребенок начинает сопереживать, проявлять чувства, общаться, выражать собственные мысли, а так же действовать в определенных случаях.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение малыши переживают адаптационный стресс. Для того, чтобы ребенку помочь успешно адаптироваться в детском саду, развить навыки взаимодействия детей с воспитателями, со сверстниками, все общение с детьми происходит с использованием игр с речевым сопровождением.
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом начинается с раннего и младшего дошкольного возраста. Малыши испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Детям нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Поэтому эта работа проводится, главным образом, во время игр с речевым сопровождением, во время режимных моментов. Для развития активной речи ребёнка необходимо не только сопровождать действия ребёнка словами, но и побуждать его к проговариванию.
Сначала вводятся игры и упражнения, требующие согласованности и создающие эмоциональный фон.
Это пальчиковые игры, музыкальные игры, потешки,
В этих играх дети имитируют движения взрослого: приседают, хлопают в ладоши, перебирают пальчиками, топают ножками, качают головой.
Затем применяются игры и упражнения, в которых дети могут проявить эмоции. Это более подвижные игры, это игры, в которых нужно согласовывать свои действия с ритмом и текстом песенок. В игре часто используется какая-нибудь игрушка или атрибут: мячик, Петрушка, бабочки, музыкальные и шумовые инструменты, аудиозаписи детских песенок.
Например, можно раздать детям разноцветные бабочки. Дети держат их в руке за крылышко и бегают по комнате. Педагог говорит, куда сядет бабочка: на ладошку, на голову, на плечо и так далее, дети при этом выполняют определенное действие. Затем бабочку надо спрятать на цветке соответствующего цвета, чтобы ее не увидела птичка.
Малышам очень нравится потешка «Зайка серый умывается». Они выполняют действия, представляя себя зайчиками: чистенькими, нарядными, в хорошем настроении.
Заканчивается занятие спокойными играми. Это могут быть игры, способствующие развитию мелкой моторики, изготовление какой-нибудь простой поделки. Например, игры с прищепками или с орешком, рисование тычками («Дождик», «Листики»), аппликация с использованием пластилиновых шариков («Жираф», «Божья коровка») и другие. Во всех этих играх происходит взаимодействие ребенка с воспитателем.
Начиная со второй младшей группы, дети играют в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Больница», « Магазин»), в которых они учатся взаимодействовать друг с другом. Воспитатели должны поощрять детей в выборе атрибутов, игрушек.
Начиная со среднего возраста проводятся обследования детей в начале и в конце учебного года. Диагностируется умение различать базовые эмоции человека. На основании диагностических данных проводятся мероприятия на развитие коммуникативных способностей у детей, становление базовых свойств личности, самооценки и образа «Я».
Игры и упражнения, которые развивают коммуникативные способности у ребенка, формируют базовые свойства личности, самооценку и образ «Я».
Эти игры и упражнения:
- помогают различать внешние признаки настроения и понять причины его возникновения,
-помогают понять, почему возникают ссоры и как их избежать,
-помогают понять то, что все люди разные,
-знакомят детей с разными эмоциональными состояниями, их внешними проявлениями, и причинами, которые их вызывают,
-учат позитивным приемам общения.
В этих играх создается положительный настрой в группе, развивается речь, воображение, устанавливается контакт друг с другом.
То, что ребенок может делать с взрослыми, он не всегда способен сделать самостоятельно. Поэтому ребенку необходима помощь взрослых в освоении и усвоении этих норм и правил. В этом большую помощь могут оказать родители. Им и отводится основная роль в развитии навыков общения. Но не все родители знают, как развивать эти навыки.
Те знания, которыми владеют родители дошкольников, не всегда удовлетворяют требования современного общества. Поэтому главной задачей педагогического коллектива является повышение уровня воспитательских знаний и умений родителей. Эти мероприятия могут проводиться в форме семинара, «Круглого стола», консультации и т.д.
В детском саду используются различные формы взаимодействия с семьей. Но, в основном, родители принимают участие больше как зрители.
Поэтому возникает необходимость использования таких форм работы, где родитель мог активно взаимодействовать с ребенком и педагогом.
Создать гармоничные отношения детей и их родителей помогут совместные мероприятия детей и родителей.
Это могут быть различные праздники, мастер классы, игровые сеансы с участием детей и их родителей.
3.       Заключение.
Таким образом, для гармоничного развития ребенку важно научиться осознанно воспринимать свои чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние и чувства окружающих его людей.
Этому способствуют коммуникативные игры, которые, кроме того, учат и способам поведения в отношениях с другими людьми, способствуют формированию навыков общения.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
4.       Приложение.
Приложение 1
Советы родителям.
Помочь родителям совершенствовать навыки общения дома помогут несколько простых советов.
1.       Больше разговаривайте с ребенком. Разговаривайте, когда играете с ним, кормите его, гуляете. Спрашивайте, чем он занимался в детском саду, что интересного произошло за день, что ели, что узнали на занятиях.
2.       Дайте возможность ребенку рассказать то, о чем он хочет вам рассказать. Выслушайте его, не перебивая.
3.       Обращайте внимание ребенка на звуки и шумы, учите его прислушиваться.
4.       Своим примером показывайте, как себя вести в общественных местах. Учите благодарить, приветствовать знакомых людей.
5.       Находите время для совместного отдыха, игр, изготовления поделок, приготовления пищи.
6.       Обсуждайте не ребенка, а его поступок.
7.       Давайте задания, с которыми он справится, т.о. создавайте ситуацию успеха.
Приложение 2.
Примерный конспект занятия
Тема: «Знакомство с эмоцией. Радость».
Оборудование:
Маски животных (кошка, белка, барашек, медвежонок, петушок, лиса, мышка, кот). Плакат с изображением смайликов с различными эмоциями.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Педагог-психолог: Ребята! Скажите, пожалуйста, как мы приветствуем при встрече друг друга?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Правильно, говорим: «Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер!». А как еще можно поздороваться? Без слов? Можно кивнуть, улыбнуться, помахать рукой.
Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрим в глаза, улыбнемся, передадим свое хорошее настроение!
Разминка.
А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение. А вы скажете, что испытала девочка Катя, когда ей подарили необычный подарок.
Чтение стихотворения Вероники Нечаевой «Радость».
Подарили Кате в день рождения
Не игрушки, не кило печенья.
В этот день сбылась ее мечта-
Подарили девочке кота!
Радостная Катя всех благодарила,
В этот день рождения весело ей было.
Улыбалась Катя, глядя на кота:
«Вот бы знать, какая у него мечта?»
Педагог-психолог: Почему Катя так обрадовалась? Кто хочет представить себя Катей? Покажите, как вы радуетесь новой игрушке. А когда вы еще радуетесь?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Сегодня мы познакомились с эмоцией, которая выражает радость. Посмотрите на плакат и найдите смайлик, который обозначает эмоцию радости.
Основная часть
Педагог-психолог: Но, ребята, не всегда мы можем радоваться. Бывает, что мы плачем. А когда мы плачем?
Дети: когда нам грустно или что-то болит.
Педагог-психолог: Да, это так.
Упражнение «Медвежата»
Два медвежонка тоже горько плачут.
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Что же с Томом и Тимом случилось? Почему они плачут?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Да, они съели немытые яблоки! У них животы разболелись.
Педагог-психолог: А сейчас мы все превращаемся в медвежат. Покажите, как брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, тело согнуто, руки прижаты к животу.
Педагог-психолог читает стихотворение еще раз. Дети имитируют движения и эмоцию боли.
Педагог-психолог: Как можно помочь медвежатам?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Да, можно дать лекарство, пожалеть.
Ребята, вы теперь знаете, что можно свое настроение и состояние показать без слов. Многое могут рассказать наши брови, глаза, рот, руки, тело.
Сейчас мы это попробуем показать.
Инсценировка по содержанию стихотворения Е.Ефимовского
Выбираются герои, которые покажут стихотворение без слов.
Ждет гостей сегодня кошка и волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?» ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке везет орешки. Кудрявый барашек с букетом ромашек.
Катит медвежонок меду бочонок. Тащит петушок проса мешок.
До чего ярок лисий подарок! Еще один гость – в зубах кость.
Подарок царский – сыр швейцарский. А кот Тимофей принес двух мышей.
Всем подаркам кошка рада, с одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей, чей подарок всех милей?
Педагог-психолог: Так чей же подарок понравился кошке? А вы заметили, что каждый гость подарил тот подарок, который он с удовольствием съел бы сам, но принес его в подарок, чтобы сделать приятное кошке.
Педагог-психолог читает стихотворение, а детям дается задание передать его содержание с помощью мимики и пантомимики.
Педагог-психолог: Молодцы!
А теперь немного отдохнем. Скажите, кого называют любопытным человеком?
Ответы детей.
Упражнение «Подарок другу»
Выбирается один ребенок, именинник. Остальные дарят ему подарки, передавая движениями, мимикой свое отношение к нему.
Педагог-психолог: мы сейчас покажем любопытную девочку.
Упражнение на расслабление мышц.
«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево…, смотрит вправо… ( мышцы шеи напряжены)
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена. (движения повторяются по 2 раза в
каждую сторону).
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх! (шея напряглась, трудно дышать)
Возвращаемся обратно- расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена. (стало легко, свободно дышится).
А теперь посмотрим вниз- (мышцы шеи напряжены)
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно - расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена. (стало легко, свободно дышится).
Рефлексия
Педагог-психолог: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось, а что не понравилось? С какой эмоцией мы сегодня познакомились?
Ответы детей.
Ритуал прощания.
Педагог-психолог: А теперь повторяйте за мной
Дружно хлопнули в ладоши, (хлопаем в ладоши)
Вместе топнули ногой! (топаем ногой)
Все, во что мы здесь играли (машем руками над головой)
Мы запомнили с тобой. (скрестить руки на груди)
До свиданья всем сказали (помахали рукой)
Мы увидимся с тобой! (воздушный поцелуй).
5.       Список литературы
1.       Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2013
2.       Н.Л.Кряжева Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2014
3.       Вероника Нечаева. Серия «Стихи для самых маленьких». «Мир Эмоций». ООО «Хатбер - пресс», 2015
4.       М.И.Чистякова Психогимнастика / под ред.М.И.Буянова.-2-е изд.- М.; Просвещение; ВЛАДОС, 2012
2020