Байкова Н.Ф. Использование современных методов и технологий обучения как один из условий развития познавательного интереса обучающихся в процессе географического образования
Аннотация: В данной статье раскрыты педагогические средства и методы, которые способствуют развитию познавательного интереса обучающихся средней общеобразовательной школы при изучении ими предмета географии. Подчеркнута важность применения педагогами данных методов, а также раскрытия ученикам возможности практического использования полученных знаний. Сделан вывод об эффективности представленных методов. Ключевые слова: география, познавательный интерес, метод проектов, игровые методы, мотивация, практическая направленность Приоритетной целью общеобразовательного учреждения современного уровня считается умение применить полученные в нем знания в реальной жизни. Огромную роль в качественном росте таких знаний, полученных на уроке «География», оказывает умение педагога грамотно построить учебную программу для учеников с точки зрения практического использования накопленного теоретического материала, а также умения самостоятельного изучения нового материала через различные информационные источники. Реализация такой учебной программы возможна педагогом тогда и только тогда, когда у ученика выработан вполне определенный познавательный интерес к предмету. Его выработке и развитию активно способствуют применение следующих нижеперечисленных педагогических средств и технологий обучения: Применительно к познавательной деятельности в качестве наиболее эффективных современных педагогических технологий организации учебной деятельности можно выделить: - технологии проблемного обучения (метод проектов, методы анализа конкретной ситуации (кейс-технологии), мозговые штурмы, диспуты); - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр; - информационные технологии; - исследовательский метод обучения; - метод опорных конспектов (возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях; формируются ответственность, честность, товарищество); - применение нестандартных способов контроля; - выработка мотивации в учебниках; - применение современных информационных источников; - разъяснение возможности практического применения географических знаний. Максимально действенным способом моделирования «естественной среды» (условий, близких к существующим в жизни), считается проектный метод. Он позволяет выработать у учеников конкретные способы практической деятельности, направленные на разрешение проблемных ситуаций. Иным условием развития познавательного интереса обучающихся в школьном курсе «География» является применение так называемого «проблемного обучения» как способа выработки творческого мышления, при котором повышение интеллектуального уровня достигается исключительно при преодолении трудностей (препятствий). Такие трудности могут состоять в том, что школьник должен найти нестандартный способ решения поставленной задачи. Так, применительно к географии при изучении Североамериканских рек педагогом объясняется, что их наименования подлежат объединению в 3 группы: индейские (Миссисипи, Огайо), английские (Маккензи), а также испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Далее учащимся озвучивается задание – дать объяснение происхождению наименований перечисленных рек [1, С.57]. Интерес к обучению географии у школьников вызывает применение игровых методов. Примерами этих методов является расшифровка в занимательной форме чайнвордов, ребусов, головоломок, криптограмм, отгадывание загадок. Такое проведение урока дополнительно увлекает ребенка – с одной стороны, и способствует активизации его познавательной деятельности – с другой. Немаловажное значение в развитии познавательного интереса ученика на уроке географии придается оценке его деятельности. Несмотря на то, что в целом дети неохотно относятся к проверке своих знаний, непосредственно интересные задания могут вызвать интерес к такой проверке. Это различные с точки зрения формы и содержания задания в контурных картах, тесты, диктанты по терминологии, вышеперечисленные ребусы и загадки [2, С.33]. Современные учебные пособия школьного курса географии также направлены на развитие познавательного интереса ученика. Они мотивируют школьника на позитивное отношение к данному школьному курсу. К учебнику может быть приложен диск с той информацией, которая отсутствует в учебнике: в результате подростку становится интересно содержимое диска. Весомое значение в развитии познавательного интереса имеет применение современных источников информации в части получения географических знаний. К примеру, при рассмотрении темы «План и карта» применение интерактивной карты (что позволяет детально рассмотреть план местности), презентации и видео о GPS-навигаторах делает учебное занятие эмоционально насыщенным, что, в свою очередь, дает положительную мотивацию ученику к более детальной и глубокой проработке темы. Педагогам крайне важно отчетливо разъяснять учащимся широкие возможности практической реализации знаний в области географии, их весомом значении в жизни отдельного человека и социума в целом. Наглядные примеры [3, С.44]: - знания о волнах цунами, селях, оползнях, гейзерах и иных природных катаклизмах (причины образования, в каких местах есть опасность их возникновения) должны включать в себя обязательную информацию о правильном поведении при их проявлении; - знания об опасных и безопасных живых существ на суше, в морях и океанах крайне важны для обеспечения личной безопасности во время путешествий. Таким образом, само содержание курса географии для школьников является серьезной мотивацией для многих из них. Методические условия развития познавательного интереса учащихся данного курса побуждают школьников к активной мыслительной творческой деятельности, в том числе и в части практического применения. Список литературы 1. Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. – Мн.: Аверсэв, 2016. — 157 с. 2. Гожих, В.Н. Методы обучения географии / В.Н. Гожих. - Чебоксары: Чуваш. ун-т., 2012. — 68 с. 3. Иванищева, Н.А. Методика преподавания географии / Н.А. Иванищева. - Оренбург: ИП Самарцев В.М., 2017. — 96 с.