Библиографическое описание:
Лебедева В.С. Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Специфика психического развития детей с нарушением интеллекта практически всегда находит отражение в нарушениях речевой деятельности. Присутствуют ограниченность представлений об окружающем мире, слабая потребность в коммуникации, замедленность темпа речи, сниженная речевая активность, бедность словаря, его ограниченность и примитивность [1]. Речевые расстройства в большинстве случаев характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия [2-4].
Проблема развития речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Речь является средством общения и служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Несформированность или недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.
Программа развития речи должна опираться на диагностику, выявление особенностей речевого развития конкретного ребенка. Это даст возможность максимально индивидуализировать коррекционную работу.
В коррекционно-развивающей работе на диагностическом этапе мной используются следующие методики, направленные на исследование речевых функций:
1. Автоматизированная речь. Ребенку нужно перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте - в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п.
2. Фонематический слух. Дети повторяют б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка -точка, бочка -почка, коза -коса; Ребенок показывает на картинках «мяч -меч», «кость-гроздь-гвоздь», «крыса -крыша»; части тела: «бровь», «ухо -рот», «плечо-локоть-глаз» и т.п.
3. Речевая артикуляция. Инструкция: повторять за экспериментатором б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон -стол -стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора -гора, меч -печь; половник -полковник, полковник -поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку».
4. Номинативные процессы. Инструкция: назвать картинки- основные категории (одежда, обувь, животные, посуда, транспорт и т. п.) и цвета.
5. Понимание логико-грамматических конструкции. На картинках ребенок должен т показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.). Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца и отец брата - это одно и то же?» и т. п.
6. Построение самостоятельного речевого высказывания на примере описания сюжетной последовательности событий (например, сюжет «Драка»). Этот аспект речевой функции в данной работе оценивается по уровню продуктивности при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.
Пример выводов по результатам проведенной экспериментальной работы по изучению характеристик речевого развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями:
1. Автоматизированная речь чаще всего практически не сформирована.
2. Фонематический слух сформирован не полностью.
3. Речевая артикуляция сформированы недостаточно.
4. Номинативная составляющая речи сформирована не в полной мере. Овладение значением слов недостаточное.
5. Понимание логико-грамматических конструкций значительно затруднено.
6. Способность к самостоятельному построению речевого высказывания (на примере описания сюжетной последовательности событий) сформирована плохо. Обращает на себя внимание бедность словаря.
7. Темповые характеристики речи замедлены.
Результаты подтверждают теоретические данные по вопросам особенностей речевого развития младших школьников с нарушениями интеллекта.
На основании опыта работы сформулированы практические рекомендации по развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.
1. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
2. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Игры поручения, делай что сказано.
«Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
«Делай, что я сказал (а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:
- Мы идем: топ-топ.
Дети идут за взрослым.
- Побежали: шлеп-шлеп.
Дети бегут за взрослым.
- И устали: стоп!
Дети останавливаются вместе со взрослым.
После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.
3. Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.
Литература
1. Кошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 19-22.
2. Нажмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта//Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016. – С. 43-37.
3. Нодельма В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / В.И. Нодельман // Дефектология. - 2008. - №6. - С. 5-13.
4. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
Лебедева В.С. Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Специфика психического развития детей с нарушением интеллекта практически всегда находит отражение в нарушениях речевой деятельности. Присутствуют ограниченность представлений об окружающем мире, слабая потребность в коммуникации, замедленность темпа речи, сниженная речевая активность, бедность словаря, его ограниченность и примитивность [1]. Речевые расстройства в большинстве случаев характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия [2-4].
Проблема развития речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Речь является средством общения и служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Несформированность или недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.
Программа развития речи должна опираться на диагностику, выявление особенностей речевого развития конкретного ребенка. Это даст возможность максимально индивидуализировать коррекционную работу.
В коррекционно-развивающей работе на диагностическом этапе мной используются следующие методики, направленные на исследование речевых функций:
1. Автоматизированная речь. Ребенку нужно перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте - в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п.
2. Фонематический слух. Дети повторяют б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка -точка, бочка -почка, коза -коса; Ребенок показывает на картинках «мяч -меч», «кость-гроздь-гвоздь», «крыса -крыша»; части тела: «бровь», «ухо -рот», «плечо-локоть-глаз» и т.п.
3. Речевая артикуляция. Инструкция: повторять за экспериментатором б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон -стол -стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора -гора, меч -печь; половник -полковник, полковник -поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку».
4. Номинативные процессы. Инструкция: назвать картинки- основные категории (одежда, обувь, животные, посуда, транспорт и т. п.) и цвета.
5. Понимание логико-грамматических конструкции. На картинках ребенок должен т показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.). Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца и отец брата - это одно и то же?» и т. п.
6. Построение самостоятельного речевого высказывания на примере описания сюжетной последовательности событий (например, сюжет «Драка»). Этот аспект речевой функции в данной работе оценивается по уровню продуктивности при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.
Пример выводов по результатам проведенной экспериментальной работы по изучению характеристик речевого развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями:
1. Автоматизированная речь чаще всего практически не сформирована.
2. Фонематический слух сформирован не полностью.
3. Речевая артикуляция сформированы недостаточно.
4. Номинативная составляющая речи сформирована не в полной мере. Овладение значением слов недостаточное.
5. Понимание логико-грамматических конструкций значительно затруднено.
6. Способность к самостоятельному построению речевого высказывания (на примере описания сюжетной последовательности событий) сформирована плохо. Обращает на себя внимание бедность словаря.
7. Темповые характеристики речи замедлены.
Результаты подтверждают теоретические данные по вопросам особенностей речевого развития младших школьников с нарушениями интеллекта.
На основании опыта работы сформулированы практические рекомендации по развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.
1. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
2. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Игры поручения, делай что сказано.
«Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
«Делай, что я сказал (а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:
- Мы идем: топ-топ.
Дети идут за взрослым.
- Побежали: шлеп-шлеп.
Дети бегут за взрослым.
- И устали: стоп!
Дети останавливаются вместе со взрослым.
После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.
3. Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.
Литература
1. Кошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 19-22.
2. Нажмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта//Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016. – С. 43-37.
3. Нодельма В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / В.И. Нодельман // Дефектология. - 2008. - №6. - С. 5-13.
4. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2008. – 272 с.