Библиографическое описание:
Тарасова О.М., Горобец Л.Е., Каверина Т.В. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.
Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением. Чтение стало рассматриваться как процесс зрительного восприятия, узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания смысла, как вид речевой деятельности, как событие и явление, связанное с текстом, чтецом и контекстом, к которому приобщаются, которому затем обучаются в грамотном сообществе.
В современных требованиях ФГОС ДО, ФОП ДО в образовательной области «Речевое развитие», говориться о том, что ребенок должен уметь владеть речью как средством общения и культуры, необходимо реализовать знакомство с книжной культурой, детской литературой, чтобы дети понимали на слух тексты различных жанров детской литературы.
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
· развитие литературной речи;
· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека, но, к сожалению, современные дети предпочитают книге просмотр телепередач или компьютерные игры. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, расширяются знания ребенка об окружающем мире.
Как сказал В. Шукшин: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Познавательное развитие через чтение книги является актуальным. Книга несет в себе достоверную информацию о событиях, культуре, является источником знаний, информации.
Актуальность данной тематики определена тем, что мы живем в то время, когда книга уступает электронным информационным носителям - современным гаджетам.
В современном мире уровень читательского развития взрослых стал намного ниже, это происходит в силу их большой занятости, а также вытеснением книги телевизорами и компьютерами. Поэтому, считаю, одна из задач ДОО - это приобщение ребенка к книге, создание интереса к художественному слову. Неоценимую роль в работе по формированию познавательного интереса к книге может быть партнерство детского сада и семьи, вовлечение родителей в мир книги.
В. А. Сухомлинский говорил, что если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой
Первая встреча с книгой происходит в семье (благодаря русским народным сказкам, потешкам, пестушкам и т.д.). Именно семейное чтение вводит ребенка в мир познания нового, интересного. Развивая в нем любознательность, наблюдательность, нравственность.
В своей группе были проведены разные мероприятия для повышения компетентности родителей, где отмечалась важность интеллектуального, познавательного развития ребенка с помощью чтения литературы.
Была разработана и предложена родителям воспитанников анкета о роли чтения в семье.
Из которой было выявлено, что только
ü 17 % родителей читают каждый день ребенку книгу
ü 8 %.читают и обсуждают книгу
ü в 90 % семьях не было традиции чтения книги на ночь
ü у 79 %родителей не сформирована потребность в чтении
Из анкеты было понятно, что очень важным является формирование интереса и компетентности родителей в данном вопросе.
Мною был разработан и реализован мастер-класс для родителей, в котором я рассказала о важности семейного чтения для познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
На родительском собрании дети продемонстрировали для своих родителей инсценировку сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит». Все родители были удивлены способностям своих детей. Достижения детей вызвали у родителей радость, желание организовать совместную деятельность. Совместно с музыкальным руководителем в нашем учреждении был организован праздник «Масленица», родители с удовольствием вместе с детьми читали потешки, отгадывали загадки.
Понимая занятость современных родителей, мною были созданы и размещены в Вайбере видеоролики, где были представлены рассуждения детей о русских народных сказках. Мы рассказывали с детьми сказки, используя метод «Сотворчества», где ребенок был слушателем и рассказчиком.
Вместе с детьми придумывали собственное продолжение уже знакомых сказок. Было продемонстрировано, как можно работать с литературными произведениями дома. Также использовали любимую детьми игру, «Договорки». Это когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Благодаря этому происходит развитие мышления, памяти, создается положительно эмоциональный настрой, сохраняется интерес.
Мы читали, обсуждали произведения.
В уголке для родителей, были оформлены некоторые советы для, того как приучить создать интерес к книге, к чтению. Многие родители, стали пользоваться этими советами. Многие семьи ввели традицию чтения перед сном. После повторного анкетирования выявилась динамика в компетентности родителей. Произошли улучшения в речевом и познавательном развитии у детей.
В своей группе мною были проведены следующие мероприятия: мастер-класс «Как нужно читать книгу ребёнку», «Для чего и как нужно обсуждать прочитанное?». В раздевальной комнате была размещена мини-библиотека, где родители могли брать домой и читать вместе книги по разным тематикам в соответствии возрасту детей.
Мы учимся у людей, которыми восхищаемся!
Дети восхищаются своими родителями и педагогами. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.
Используемая литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:— М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 40 с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
3. Гербова В.В., "Занятия по развитию речи старшей группе детского сада".:— М.: «Мозаика» 2014. - 16 с
4. Звягинцева М.А., Семейное чтение...
nmcsova.ru›zvyaginceva-ma-nepomnyashchih-mv-semeynoe-chtenie-osno
5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ФОП ДО
6. Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // 2009. – 1-15 окт. (№19). – С. 32-34
Тарасова О.М., Горобец Л.Е., Каверина Т.В. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.
Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением. Чтение стало рассматриваться как процесс зрительного восприятия, узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания смысла, как вид речевой деятельности, как событие и явление, связанное с текстом, чтецом и контекстом, к которому приобщаются, которому затем обучаются в грамотном сообществе.
В современных требованиях ФГОС ДО, ФОП ДО в образовательной области «Речевое развитие», говориться о том, что ребенок должен уметь владеть речью как средством общения и культуры, необходимо реализовать знакомство с книжной культурой, детской литературой, чтобы дети понимали на слух тексты различных жанров детской литературы.
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
· развитие литературной речи;
· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека, но, к сожалению, современные дети предпочитают книге просмотр телепередач или компьютерные игры. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, расширяются знания ребенка об окружающем мире.
Как сказал В. Шукшин: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Познавательное развитие через чтение книги является актуальным. Книга несет в себе достоверную информацию о событиях, культуре, является источником знаний, информации.
Актуальность данной тематики определена тем, что мы живем в то время, когда книга уступает электронным информационным носителям - современным гаджетам.
В современном мире уровень читательского развития взрослых стал намного ниже, это происходит в силу их большой занятости, а также вытеснением книги телевизорами и компьютерами. Поэтому, считаю, одна из задач ДОО - это приобщение ребенка к книге, создание интереса к художественному слову. Неоценимую роль в работе по формированию познавательного интереса к книге может быть партнерство детского сада и семьи, вовлечение родителей в мир книги.
В. А. Сухомлинский говорил, что если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой
Первая встреча с книгой происходит в семье (благодаря русским народным сказкам, потешкам, пестушкам и т.д.). Именно семейное чтение вводит ребенка в мир познания нового, интересного. Развивая в нем любознательность, наблюдательность, нравственность.
В своей группе были проведены разные мероприятия для повышения компетентности родителей, где отмечалась важность интеллектуального, познавательного развития ребенка с помощью чтения литературы.
Была разработана и предложена родителям воспитанников анкета о роли чтения в семье.
Из которой было выявлено, что только
ü 17 % родителей читают каждый день ребенку книгу
ü 8 %.читают и обсуждают книгу
ü в 90 % семьях не было традиции чтения книги на ночь
ü у 79 %родителей не сформирована потребность в чтении
Из анкеты было понятно, что очень важным является формирование интереса и компетентности родителей в данном вопросе.
Мною был разработан и реализован мастер-класс для родителей, в котором я рассказала о важности семейного чтения для познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
На родительском собрании дети продемонстрировали для своих родителей инсценировку сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит». Все родители были удивлены способностям своих детей. Достижения детей вызвали у родителей радость, желание организовать совместную деятельность. Совместно с музыкальным руководителем в нашем учреждении был организован праздник «Масленица», родители с удовольствием вместе с детьми читали потешки, отгадывали загадки.
Понимая занятость современных родителей, мною были созданы и размещены в Вайбере видеоролики, где были представлены рассуждения детей о русских народных сказках. Мы рассказывали с детьми сказки, используя метод «Сотворчества», где ребенок был слушателем и рассказчиком.
Вместе с детьми придумывали собственное продолжение уже знакомых сказок. Было продемонстрировано, как можно работать с литературными произведениями дома. Также использовали любимую детьми игру, «Договорки». Это когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Благодаря этому происходит развитие мышления, памяти, создается положительно эмоциональный настрой, сохраняется интерес.
Мы читали, обсуждали произведения.
В уголке для родителей, были оформлены некоторые советы для, того как приучить создать интерес к книге, к чтению. Многие родители, стали пользоваться этими советами. Многие семьи ввели традицию чтения перед сном. После повторного анкетирования выявилась динамика в компетентности родителей. Произошли улучшения в речевом и познавательном развитии у детей.
В своей группе мною были проведены следующие мероприятия: мастер-класс «Как нужно читать книгу ребёнку», «Для чего и как нужно обсуждать прочитанное?». В раздевальной комнате была размещена мини-библиотека, где родители могли брать домой и читать вместе книги по разным тематикам в соответствии возрасту детей.
Мы учимся у людей, которыми восхищаемся!
Дети восхищаются своими родителями и педагогами. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.
Используемая литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:— М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 40 с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
3. Гербова В.В., "Занятия по развитию речи старшей группе детского сада".:— М.: «Мозаика» 2014. - 16 с
4. Звягинцева М.А., Семейное чтение...
nmcsova.ru›zvyaginceva-ma-nepomnyashchih-mv-semeynoe-chtenie-osno
5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ФОП ДО
6. Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // 2009. – 1-15 окт. (№19). – С. 32-34