Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Павлова И.Ю. Планирование работы по технологии "Дети-волонтеры"

Библиографическое описание:

Павлова И.Ю. Планирование работы по технологии "Дети-волонтеры" // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Современные дошкольники - это дети «нового времени», со своеобразным мировосприятием, мышлением, отношением к окружающим. На социализацию современного ребенка негативно влияет чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребенка в семье, большое количество современных технических средств, всевозможных гаджетов, которые часто составляют «социальную среду» развития современного дошкольника. Задача педагогов – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, которые будут интересны детям и смогут решать задачи развития социальных навыков.

Среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство - это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

О важности использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н.П. Гришаевой.

Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет.

Цель и задачи технологии «Дети-волонтеры».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Задачи:

1.Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

2.Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;

3.Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе, прежде всего, навыков самостоятельности и ответственности;

4.Создание такой ситуации развития, при которой передача социального опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Использование технологии с дошкольниками имеет ряд особенностей. На них указывает Н.П. Гришаева в своих исследованиях. Она пишет: «Реализация технологии предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами».

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вода №40 «Ручеёк» г. Пскова, учащиеся близлежащих школ, родители воспитанников детского сада, социальные партнеры детского сада, заинтересованные в волонтерском движении. Детская экологическая библиотека "Радуга", ПРОО " ЗООЗАЩИТА"- некоммерческая зоозащитная организация.

С чего начать организацию волонтерского движения?

1.Выбор ответственного за организацию и работу школы-волонтеров.

2.Определение направлений работы. Составление плана.

3.Организация обучения детей.

4.Проведение практических мероприятий.

Когда выбор ответственного определен, начинается работа по определению направлений работы и составления плана.

Направления работы:

- «Мы любим спорт» (помощь в организации зарядки, занятий физкультурой и физкультурных мероприятий);

- «Юные защитники природы» (участие в экологических акциях);

- «Веселые игры» (помощь в организации игр);

- «Доброе дело» (помощь пожилым людям, организация социальных акций, организация концертов для пожилых);

- «Умелые ручки» (помощь в подготовке украшений для зала, атрибутов к играм, костюмов для детей и сказочно-игровых персонажей, декораций для театрализованной деятельности и игр-драматизаций и др.);

- «Интересная прогулка» (помощь на прогулке);

- «Клубный час» (дежурство на Клубном часе: организация игр, помощь малышам, наблюдение за соблюдения правил поведения);

- «Мы любим помогать» (помощь младшим в одевании, уборке, проведении занятий, игр);

- «Клуб волонтеров» (обсуждение текущей деятельности волонтерского отряда, решение проблем, обсуждение предложений по работе волонтерского отряда).

Планирование работы по организации и функционирования волонтерского движения:

Начальный этап:

1.Опрос родителей старшей группы о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда.

2.Самостоятельное изучение теоретической литературы: психолого- педагогической и методической.

3.Обсуждения вопроса о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда на педагогическом совете и Совете родителей.

4.Беседы с детьми «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?»

5.Просмотр детьми, родителями и педагогами видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности.

6.Создание волонтерского отряда, оформление локальных актов на уровне детского сада (положение о волонтерском отряде, приказы о создании отряда и его деятельности). Оформление символики отряда.

Основной этап

1.Планирование образовательной деятельности волонтерского отряда по направлениям.

График дежурства волонтеров:

2.Организация работы по обучению членов волонтерского отряда «Школа добрых сердец» согласно направлениям работы. Создание памяток, буклетов, коллажей и др.

3.Проведения мероприятия «Посвящение в волонтеры».

4.Оформление фотовыставки «Мы – волонтеры», стенгазеты» Волонтерское движение – дело семейное», коллажей по мероприятиям волонтерства.

Заключительный этап:

1.Подведение результатов волонтерского движение за отчетный период.

2.Корректировка и планирование дальнейшей работы.

При освоении технологии «Дети-волонтеры» важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, школьников, администрацию и родителей, а также социальных партнеров дошкольной организации.

Обязательное условие - это организация «Школы волонтеров» и мероприятия «Посвящение в волонтеры».

Заседание «Клуба волонтеров» необходимо для обсуждения текущих мероприятий, планирования и обсуждения деятельности, внесения предложения членами волонтерского отряда, распределение обязанностей по дежурству. Волонтерский отряд самостоятельно определяет символику, название отряда и девиз во время рефлексивного круга «Клуба волонтеров».

Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Это могут быть жилетки и значки с эмблемой волонтерского движения.

Участие старших дошкольников в волонтерском движении сформирует у детей установку на добровольческую деятельность, раскроет перед ними ценность данной деятельности, ее пользу. Будет способствовать формированию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Несомненно, данная технология научит детей навыкам общения в разновозрастном коллективе и прежде всего навыкам самостоятельности и ответственности. И что очень важно, дети научатся этому в естественной среде, на своем личном опыте.

Результатом воспитательной практики станет повышение значимости волонтерского движения в нашем регионе.

Библиографический список

1. Арсеньева, Т.Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т.Н. Арсеньева, В.А. Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова. – Москва: 2018.

2. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с.

3. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.

4. Сваталова, Т.А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т.А. Сваталова, С.А. Ларюшкин. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 64 с.
2023