Библиографическое описание:
Фаттахова И.З. Развитие творческих способностей школьников на примере внеурочной деятельности «Город мастеров» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Возможности развития творческих способностей школьников на примере включения их в творческую деятельность на занятиях внеурочной деятельности. На опыте организации “Город мастеров” МБОУ СОШ №1 им. В.Г. Недошивина с. Ермолаево Республики Башкортостан.
Одна из задач образования – помочь школьнику открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани. Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение, проблемное обучение, творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития, теории воспитания творческих способностей учителя и др. Рассматривая способности, прежде всего, как индивидуально психологические различия между людьми. Давая определение способностей, включает в себя три признака: во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны; во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; в-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. Способности существуют в развитии, они – это не неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности.
Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет то, что “по мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но формируются определенные способности”.
В современной школе существуют различные направления и формы для вовлечения школьников в творческую деятельность. Большой потенциал в этом направлении имеют внеклассные занятия. Они обладают широкими возможностями развития творческих способностей учащихся: во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; во-вторых, включение в различные виды деятельности обогащает личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, помогает приобретать необходимые практические умения и навыки; в-третьих, разнообразные внеклассные занятия способствуют развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
в-четвертых, в различных формах внеклассных занятий не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Содержание внеурочной деятельности школьников МБОУ СОШ №1им. В.Г.Недошивина с. Ермолаево Республики Башкортостан складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Дом детского творчества, Спортивная школа, Художественная школа, Музыкальная школа. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
4) художественное творчество;
5) фестивали наук;
6) трудовая деятельность;
7) спортивно-оздоровительная деятельность;
8) туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием школьников, в части создания условий для развития творческих интересов и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Одной из основных форм внеклассных занятий по технологии являются – внеурочная деятельность. Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно-воспитательными задачами.
Предлагаемая нами внеурочная деятельность “Город Мастеров” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, целью которой является воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
В связи с этим вытекают следующие задачи внеурочной деятельности:
– развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
– формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
– воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, способность детей “чувствовать материал”, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
– овладение школьниками элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
– расширение и обогащение личного жизненного практического опыта учащихся, их представления о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на их характере. Это можно увидеть на примере внеурочной деятельности “Город мастеров”, где итогом преобразовательной деятельности школьников являются творческие проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности и способности школьников, учить решать новые нетиповые задачи. Так учащейся 4 класса МБОУ СОШ1 им. В.Г. Недошивина с. Ермолаево, Медведева Мария, было предложено несколько вариантов выполнение изделий в технике выжигания по ткани или валяние: украшение быта, картина, панно, сувенир. Изучив все варианты, предложенные руководителем, она выбрала панно в технике гильоширования и валяния. С разработанным творческим проектом “Удивительные свойства войлока” в этой технике она приняла участие в конкурсе творческих проектов школьников среди учащихся 5-8 классов городских и сельских общеобразовательных учреждений.
Занимаясь во внеурочной деятельности “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО (цветовая композиция), химии (свойства синтетических и шерстяных волокон), экономике (экономические расчеты) и т.д. Весь процесс обучения имеет творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Библиографический список1. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Избр. психол. труды. — М: Просвещение, 2004. — Т.1. — 328 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
3. Харламов И.Ф. Психология. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с. 4. Широкова С.Ю. Теория и методика обучения технологии: Текст лекций для студентов, обучающихся по специальности 050502.65 “Технология и предпринимательство”. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — 82 с.
5. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2004. — 192 с.
Фаттахова И.З. Развитие творческих способностей школьников на примере внеурочной деятельности «Город мастеров» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Возможности развития творческих способностей школьников на примере включения их в творческую деятельность на занятиях внеурочной деятельности. На опыте организации “Город мастеров” МБОУ СОШ №1 им. В.Г. Недошивина с. Ермолаево Республики Башкортостан.
Одна из задач образования – помочь школьнику открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани. Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение, проблемное обучение, творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития, теории воспитания творческих способностей учителя и др. Рассматривая способности, прежде всего, как индивидуально психологические различия между людьми. Давая определение способностей, включает в себя три признака: во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны; во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; в-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. Способности существуют в развитии, они – это не неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности.
Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет то, что “по мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но формируются определенные способности”.
В современной школе существуют различные направления и формы для вовлечения школьников в творческую деятельность. Большой потенциал в этом направлении имеют внеклассные занятия. Они обладают широкими возможностями развития творческих способностей учащихся: во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных творческих способностей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; во-вторых, включение в различные виды деятельности обогащает личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, помогает приобретать необходимые практические умения и навыки; в-третьих, разнообразные внеклассные занятия способствуют развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
в-четвертых, в различных формах внеклассных занятий не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Содержание внеурочной деятельности школьников МБОУ СОШ №1им. В.Г.Недошивина с. Ермолаево Республики Башкортостан складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами: Дом детского творчества, Спортивная школа, Художественная школа, Музыкальная школа. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
4) художественное творчество;
5) фестивали наук;
6) трудовая деятельность;
7) спортивно-оздоровительная деятельность;
8) туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием школьников, в части создания условий для развития творческих интересов и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Одной из основных форм внеклассных занятий по технологии являются – внеурочная деятельность. Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно-воспитательными задачами.
Предлагаемая нами внеурочная деятельность “Город Мастеров” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, целью которой является воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
В связи с этим вытекают следующие задачи внеурочной деятельности:
– развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
– формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
– воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, способность детей “чувствовать материал”, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
– овладение школьниками элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
– расширение и обогащение личного жизненного практического опыта учащихся, их представления о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Занятия призваны способствовать развитию у школьников художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует так же у них ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на их характере. Это можно увидеть на примере внеурочной деятельности “Город мастеров”, где итогом преобразовательной деятельности школьников являются творческие проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности и способности школьников, учить решать новые нетиповые задачи. Так учащейся 4 класса МБОУ СОШ1 им. В.Г. Недошивина с. Ермолаево, Медведева Мария, было предложено несколько вариантов выполнение изделий в технике выжигания по ткани или валяние: украшение быта, картина, панно, сувенир. Изучив все варианты, предложенные руководителем, она выбрала панно в технике гильоширования и валяния. С разработанным творческим проектом “Удивительные свойства войлока” в этой технике она приняла участие в конкурсе творческих проектов школьников среди учащихся 5-8 классов городских и сельских общеобразовательных учреждений.
Занимаясь во внеурочной деятельности “Город Мастеров” учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике (работа выжигательного аппарата), ИЗО (цветовая композиция), химии (свойства синтетических и шерстяных волокон), экономике (экономические расчеты) и т.д. Весь процесс обучения имеет творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Библиографический список1. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Избр. психол. труды. — М: Просвещение, 2004. — Т.1. — 328 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
3. Харламов И.Ф. Психология. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с. 4. Широкова С.Ю. Теория и методика обучения технологии: Текст лекций для студентов, обучающихся по специальности 050502.65 “Технология и предпринимательство”. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — 82 с.
5. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2004. — 192 с.