НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Нагиева З.Ю., Тюлякова Е.Н. Эссе «Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями»

Библиографическое описание:

Нагиева З.Ю., Тюлякова Е.Н. Эссе «Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в детском саду, так и в семье.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.

Я работаю воспитателем в логопедической или как сейчас принято называть компенсирующей группе. Дети мои разного возраста от 5 до 7 лет, но у всех есть одна проблема – отставание в речевом развитии. Моя задача совместно с учителем-логопедом научить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен. Но решить эту задачу без участия родителей невозможно, поэтому необходимо осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс.

Уход от практики дистанцирования родителей, активное участие их в коррекционно-образовательном процессе, позволяют значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. Выстраивая взаимодействие с родителями, я руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада».

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому я считаю, воспитателю необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями я стараюсь не делать скоропалительных выводов о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Также не допускаю в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Работа современного воспитателя предполагает индивидуальную работу. А это значит, что с каждым ребёнком и каждым родителем необходимо выстраивать такие отношения, которые создают для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.

Я стараюсь убедить родителей в значимости совместной деятельности как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.

Ознакомление с работой в группе проходят через родительские собрания, анкетирования, наглядную агитацию, активно использую современные технологии – интернет.

На сайте детского сада я веду страничку для родителей нашей группы, где публикуются домашние задания, приглашения к участию в конкурсах, выставках, поздравления и благодарности активным родителям. По инициативе родителей в социальных сетях создана группа для общения. Существует и с успехом работает обратная связь через электронную почту. Такая форма сотрудничества с родителями очень эффективна. Она позволяет современным родителям, постоянно занятым на работе, или родителям часто болеющих детей быть в курсе событий в группе, узнавать новости, получать рекомендации. Не секрет, что многие родители возложили обязанности посещать детский сад на своих родственников – бабушек, дедушек и т.д., и вот такая форма общения позволяет не играть в «испорченный телефон».

Таким образом, я считаю, что одна из главнейших задач воспитателя – это создание единого дружелюбного коллектива, где каждый ребенок, родитель, воспитатель как в мозаике занимает своё определённое место.

Библиографический список:1. Арнаутова Е.П.. Педагог и семья / Е.П.Арнаутова// – Москва, Карапуз, 2002.

2. Шевченко О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева //Дошкольная педагогика, -2014.— № 1.

3. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г.Агавелян, Е.В.Данилова, О.Г.Чичулина,-Москва, ТЦ Сфера, 2009.
2023