НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хисматуллина А.М. Мастер-класс на тему «Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром как средство развития познавательной активности дошкольника»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Многие педагоги и родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, все чаще и чаще сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к приобретению знаний у ребенка.
Да. Ежегодно у многих детей стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у дошкольников.
Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу.
Поэтому одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей получать знания становится актуальной.
В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие информации на эту тему, да и у каждого педагога и родителя есть свое мнение по этому поводу.
Объединяет нас одно – это желание помочь ребенку с увлечением познавать новое.
В процессе работы я также, думаю, как и многие мои коллеги, столкнулась с проблемой – в старшей группе детского сада у большинства детей низкая познавательная активность при ознакомлении с окружающим миром.
Зачастую предложение, так например, поработать в тетрадях, разобрать проблемную ситуацию вызывает у дошкольников отрицательные эмоции.
Почему? Потому что надо действовать в определенных временных рамках, необходимо следовать правилам.
Как сделать так, чтобы у дошкольника не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Какие условия необходимо создать для развития активной познавательной деятельности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром?
Именно эта проблема подвела меня к необходимости поиска новых технологий, методов и приёмов, которые повысят интерес к познанию окружающего мира, которые позволят сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, повысят мотивацию дошкольников к познанию, усилят познавательный интерес к изучаемым объектам, задействуют чувственную сферу детей.
Сейчас, в своей педагогической деятельности в сочетании с традиционными способами взаимодействия, я использую в работе с детским коллективом Информационно Коммуникативные Технологии.
Поверьте, перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания
Эпизодическое использование ИКТ, как правило, не дает нужного результата, поэтому я разработала познавательный цикл мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром в основе, которого лежит применение ИКТ в следующих блоках:
- Предметный мир.
- Живая и неживая природа.
- Явление общественной жизни.
Большое внимание в работе мною уделяется сведениям исторического характера, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, хозяйства разных местностей нашей Родины и мира в целом.
В целях успешной работы я использую такие презентации как «Транспорт», «Животные», «Зима», «Лето», «Профессии», «Посуда», «Мир природы» и. т.д., также я использую такие компьютерные игры как: «Найди дорогу», «Назовем предмет», «Чей дом», «Что-куда?», также созданы видеофильмы по темам недели, так например «Экскурсия по площадям Воркуты», «Что за чудо – длинный дом?», «Если хочешь быть здоров!».
Нами разработана серия обучающих заданий различного направления с использованием интерактивной доски.
Так, например, такие всем известные игры, как «Что-куда?», «Найди и раскрась», «Чья тень», «Исключи лишнее» я провожу как посредством трансляции презентаций, так и с использованием смарт-доски, на которой ребенок может непосредственно манипулировать изображенными объектами и выполнять определенные действия.
В результате проделанной работы дети приобрели установки, которые существенно повлияли на формирование их личности, в частности, на отношение к познанию как ценности, к овладению средствами познания и общения как важному личностному достижению, что способствует развитию личностной познавательной и коммуникативной активности детей. Для меня главное это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
В перспективе нами планируется разработка системы работы по данной теме для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ведь развитие личности воспитанника, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности.
Также нами планируется более подробно познакомиться и внедрить в свою педагогическую деятельность работу с документ-камерами благодаря которым воспитатели наконец-то смогут показать сразу всей группе, например, как вырезать фигуру из бумаги или пришить пуговицу.
Педагоги ДОУ должны научить детей учиться всю жизнь. Чем правильнее и ярче будут впечатления, тем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Помните, что ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке
и в Вашем признании ее как самодостаточной.
А теперь, я предлагаю немного поиграть. Представьте, что в нашем городе открывается магазин детских компьютерных игр. Нам необходимо набрать продавцов-консультантов.
Начнем кастинг.
Мы предъявляем следующие требования к будущим сотрудникам:
·          уровень владения компьютером: уверенный пользователь;
·          знание возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
·          коммуникабельность;
·          умение грамотно консультировать клиентов.
Прошу тех, кто уверен в своих силах и считает, что соответствует требованиям, предъявляемым к продавцам-консультантам магазина детских компьютерных игр подойти к компьютерам.
Для того чтобы хорошо разбираться в детских компьютерных играх и увеличить уровень их продаж нашим продавцам консультантам необходимо иметь представление о том как же делаются такие игры.
Именно поэтому, сегодня, я постараюсь вас научить создавать игры в программе Microsoft PowerPoint. Эта программа предназначена для создания мультимедийных презентаций, также очень удобна для создания элементарных обучающих игр простыми пользователями, как мы.
Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.
Именно поэтому нашим кандидатам я предлагаю создать одну из игр для детей дошкольного возраста, которая поможет педагогам закрепить знания детей, так например после проведенной прогулки-экскурсии.
Представим, что в одном детском саду на днях была проведена экскурсия по площадям города в ходе, которой дети познакомились с таким площадями как площадь Мира, площадь Центральная и Площадь Победы, площадь Юбилейная, площадь Кирова. Полученные знания необходимо, конечно же, закрепить.
Я вам предлагаю создать игру для этого - «Исключи лишнее», в которой детям будут продемонстрированы изображения нескольких площадей Воркуты и одной площади, не имеющей отношения к родному городу. Детям нужно будет выбрать лишнюю площадь.
1 шаг – нам необходимо подободрать изображения для игры. В связи с отсутствием Интернет сети изображения я вам подобрала и разместила в папке: «Площади», которая расположена на рабочем столе. Прошу открыть папку и просмотреть все изображения.
2 шаг – откройте программу Microsoft PowerPoint (значок программы), которая находится у вас на рабочем столе. Программа открылась, перед вами 1 слайд.
3 шаг – на 1 слайде в поле «Заголовок слайда» нам необходимо разместить название игры. Наведите курсор «компьютерной мыши» на поле и напечатайте – «Исключи лишнее». В поле «подзаголовок слайда» напечатаем «Площади Воркуты».
4 шаг – Вот видите наш слайд не яркий, он не привлечет внимание детей. Неплохо было бы придать ему какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку «дизайн». Выберите тот, который вам понравится, нажмите на выбранное изображение, вот слайд и преобразовался.
5 шаг – нам необходимо добавить слайды, для этого с левой стороны в поле слайды нажимаем правую кнопку мышки и в открывшемся диалоговом окне выбираем «создать слайд». Нажимает курсором мышки. Итак, получилось 2 слайда.
6 шаг – Поле «заголовок слада» и «текст лайда» давайте удалим. Для этого выделяем их курсором мыши. Появляется контур поля. Ставим курсор мыши на угол контура поля и нажимаем на клавиатуре кнопку ДЕЛИТ или бекспейс.
7 шаг – Нам необходимо вставить изображения. Для этого мы входим на вкладку «вставка», далее «рисунок».
Открывается диалоговое окно. В нем выбираем место хранения изображений – это «рабочий стол».
Находим там папку «Площади Воркуты». Открываем ее нажатием курсором мыши на папку.
8 шаг – выбираем картинку с названием «герб». Нажимаем «вставить». Размещаем вставленную картинку в середине слайда.
По аналогии вставляем оставшиеся картинки на слайд и размещаем их вокруг картинки с изображением герба. Не забудьте добавить «лишнюю» картинку – в данном случае это площадь Манежная города Москвы.
9 шаг – Для того, что бы лишняя картинка исчезла со слайда во время демонстрации детям, нам необходимо настроить для нее соответствующие анимации.
Потому выделяем курсором мыши изображение «площади г. Москвы».
Курсором мыши переходим на вкладку «анимация», в разделе «анимация» нажимаем на стрелку «дополнительные параметры анимации».
В подразделе «выход» выбираем понравившийся вам эффект, например «выцветание».
10 шаг – Проверяем, что же у нас получилось.
Для этого переходим на вкладку «показ слайда», выбираем эффект «С начала».
Перед вами появился 1 слайд.
Щелчком мыши переключаемся на 2 слайд. Проверим, исчезнет ли не верное изображение. Нажимаем курсором мыши на соответствующую картинку, она исчезла. Значит, мы все сделали верно.
11 шаг – Для сохранения игры переходим на вкладку «Файл». Выбираем «Сохранить как». Выбираем место сохранения. Пусть это будет «рабочий стол». Нажимаем «Рабочий стол», далее «Сохранить».
Вот так вот быстро и просто можно создать элементарную игру для использования, как на ноутбуке, так и на смарт доске.
Конечно же, в этой игре педагоги смогут не только продолжить формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, но и, проявив свой педагогический опыт и креативность, могут по-разному использовать данную игру.
Например, можно предложить детям рассказать о каждой площади оставшейся на экране, или рассказать о той площади, которая, по их мнению, лишняя. Можно придумать про лишнюю площадь интересный рассказ и так далее.
Теперь попробуйте сами создать игру «Чья тень».
Напомню, что в этой игре детям предлагается 1 изображение животного и несколько изображений тени животных, одну из которых дети должны угадать.
Все необходимые изображения я вам подобрала и разместила на рабочем столе в папке «Животные Севера».
1 шаг – откройте программу Microsoft Power Point (значок программы), которая находится у вас на рабочем столе. Программа открылась, перед вами 1 слайд.
2 шаг – на 1 слайде в поле «Заголовок слайда» нам необходимо разместить название игры. Наведите курсор «компьютерной мыши» на поле и напечатайте – «Чья тень». В поле «подзаголовок слайда» напечатаем «Животные Севера».
3 шаг – Вот видите наш слайд не яркий, он не привлечет внимание детей. Неплохо было бы придать ему какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку "дизайн ". Выберите тот, который вам понравится, нажмите на выбранное изображение, вот слайд и преобразовался.
4 шаг – нам необходимо добавить слайды, для этого с левой стороны в поле слайды нажимаем на 1 слайд и в открывшемся диалоговом окне выбираем «создать слайд». Нажимает курсором мышки. Итак, получилось 2 слайда.
5 шаг – Поле «заголовок слада» и «текст лайда» давайте удалим. Для этого выделяем их курсором мыши и нажимаем на клавиатуре кнопку ДЕЛИТ.
6 шаг – Нам необходимо вставить изображения. Для этого мы входим на вкладку «вставка», далее «рисунок». Открывается диалоговое окно. В нем выбираем место хранения изображений – это «рабочий стол». Находим там папку «Животные севера». Открываем ее нажатием курсором мыши на папку.
7 шаг – выбираем картинку с названием «песец». Нажимаем «вставить». Размещаем вставленную картинку в середине слайда. Можно Чуть выше.
По аналогии вставляема оставшиеся картинки на слайд и размещаем их под изображением песца (лиса, песец, собака).
ü 8 шаг – Для того, что бы картинка приобрела вид тени выделяем изображение животного, расположенного в нижней части слайда,
ü переходим на вкладку «формат»,
ü в разделе «Изменение» выбираем «художественные эффекты» - «светящиеся края», по аналогии действуем с остальными картинками.
9 шаг – Для того, что бы лишние картинки исчезли со слайда во время демонстрации детям, нам необходимо настроить для них соответствующие анимации.
Потому одномоментно выделяем курсором мыши картинки с изображением лисы и собаки.
Для этого выделяем сначала изображение тени лисы, нажимаем кнопку SHIFT и удерживая ее выделяем изображение тени в собаки, далее курсором мыши переходим на вкладку «анимация», в разделе «анимация»
нажимаем на стрелку «дополнительные параметры анимации».
В подразделе «выход» выбираем понравившийся вам эффект, например «выцветание».
10 шаг – Проверяем, что же у нас получилось.
Для того переходим на вкладку «показ слайда», выбираем эффект «С начала». Перед вами появился 1 слайд. Щелчком мыши переключаемся на 2 слайд. Проверим, исчезнут не верные тени животных.
Нажимаем курсором мыши на соответствующую картинку Она исчезла. Значит, мы все сделали верно.
11 шаг – Для сохранения игры переходим на вкладку «Файл». Выбираем «Сохранить как». Выбираем место сохранения. Пусть это будет «рабочий стол». Нажимаем «Рабочий стол», далее «Сохранить».
Теперь вы можете закрыть программу в которой работали. Посмотрите – на рабочем столе у вас появились 2 игры в программе Microsoft Power Point
Для того, чтобы вам запомнилась наша встреча я дарю вам эти 2 игры, они записаны на дисках.
Ну что ж подведем итоги.
С уверенностью можно отметить, что вы являетесь уверенными пользователями компьютера.
Многие из вас отвечали на мои вопросы, были активны при работе что позволяет мне предположить о том, что вы коммуникабельны.
А вот умение грамотно консультировать клиентов и знания ваши о психологических особенностях детей мы проверим позже, в процессе работы. Тем более вы показали, что вы легко поддаетесь обучению.
Я думаю, что все претенденты прошли кастинг успешно и могут надеяться на трудоустройство в нашем магазине.
Я выдаю вам сертификаты о Вашем соответствии на должность продавца-консультанта в магазин детских компьютерных игр.
Уважаемые участники и гости прошу Вас оценить мой мастер-класс:
- если Вы считаете, что представленный мной опыт работы актуален и практически значим, если вы узнали что-то новое и интересное и будете это использовать в своей работе, то прошу на подносы моих помощников положить компьютер красного цвета,
- если Вы считаете, что представленный опыт работы не достаточно актуален, и представленная информация не вызвала вашего интереса, то прошу на подносы моих помощников положить компьютер желтого цвета,
- если Вы считаете, что представленный мной опыт работы не актуален и не несет практической значимости, то прошу на подносы моих помощников положить компьютер голубого цвета.
Надеюсь, что сегодня каждый заинтересованный родитель и педагог, применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у ребенка желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного.

Библиографический список

1.       Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Феникс, 2008.
2.       Активные методы обучения:рекомендации по разработке и применению:учеб.-метод. пособие/ Е.в. Заруклина, Н.а. Логвинова, М.М. Новик. СПб.: СПбгиЭу, 2010. – 60 с.
3.       Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушкина. – серия «педагогическое образование». – М.: ЦКЦ «МарТ»; ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 338 с.
2019