Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Давыдик Л.И., Широких В.И. Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы-интерната

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Формирование здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба — тяжелый умственный труд. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.
Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении - должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими его образ жизни. По мнению академика В.П.Казначеева: образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью.
В ходе осуществления воспитательной работы по формированию здорового образа жизни детей нами ставилась цель: «Использование педагогических и методических приемов для демонстрации воспитанникам значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения».
Реализация целей сохранения и укрепления здоровья осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. С помощью различных форм спортивно - массовой работы в первую очередь решаются задачи по удовлетворению потребностей воспитанников по физическому совершенствованию, в желании проявить свои физические потенциалы в соревнованиях (в играх футбол). В связи с этим спортивно-массовая работа в школе строилась в нескольких направлениях.
Для массового привлечения детей к участию в спортивных соревнованиях их содержание и направленность планировались в разных формах и условиях, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Были организованы соревнования между классами по баскетболу, теннису, волейболу, спортивные эстафеты и другие спортивные игры, в которых дети принимали активное участие. Спортивные соревнования характеризовались разнонаправленностью содержания, высокой эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявить свои качества, как в коллективном, так и в индивидуальном плане. Постоянными стали витаминизация учащихся и профилактика вирусных заболеваний, питание в школе организовано согласно рекомендациям диетолога. На самоподготовках для снятия статического напряжения и психо - эмоциональной нагрузки проводим динамические и релаксационные паузы, а также физкультминутки. С помощью игр: «Снежный ком», «Волшебный стул», «Паутина», «Пожалуйста, сделай так» непринужденно проходит знакомство, сплочение, установка контакта друг с другом, развитие дружеских отношений между воспитанниками.
Мониторинг здоровья в школе проводим совместно с медицинскими работниками, классными руководителями, тренерами, администрацией школы. При окончании мед спец. осмотра, в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Мы изучаем личные дела детей, индивидуально беседуя с каждым родителем. Ежедневно анализируем причины пропусков уроков.
Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Образ жизни наших воспитанников до поры до времени поддавался родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако сейчас, находясь в школе ребята обретают самостоятельность, учатся бережливости, умению жить в коллективе.
Продолжаем формирование полезных стереотипов с помощью различных методов и приемов в игровой, соревновательной форме: рейды «Моя тумбочка», «Мой внешний вид», «Самая лучшая спальня» - дети сами оценивают уют и порядок в каждой комнате выставляя оценки. Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Как можно чаще объясняем ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики.
Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя и педагога помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений. Поэтому мы с родителями стараемся сотрудничать тесно и корректно. В подростковом возрасте взамен авторитета родительского могут возникать авторитеты со стороны. Поэтому мы стараемся знакомить воспитанников с известными людьми нашего города, проводим встречи со спортсменами - земляками. С этой целью были проведены беседы «Мои земляки – футболисты», «Кто твой кумир», «Чему учат наши бабушки и дедушки», «Народный фольклор».
Мы знаем, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может. Проводя работу по развитию мотивации самосохранения, делаем акцент на зависимость здоровья в дальнейшем от нашего питания и образа жизни сегодня. Были проведены следующие мероприятия: показ видео фильмов с тематикой ЗОЖ, «Газированные напитки и чипсы – польза или вред?», дискуссия «Полезные и вредные продукты», круглый стол «Едим - чтобы жить», конкурс загадок «Узнай овощ». Экскурсии в магазин «Сделай правильную покупку» - обращаем внимание на состав и дату выпуска и сроки хранения, игры «Красиво и вкусно», «Пищевая ценность» - формируют правильное представление об основных питательных веществах, вырабатывают привычку руководствоваться при выборе продуктов питания не только вкусовыми предпочтениями, но и учитывая наличие в них основных питательных веществ.
В уголке можно познакомиться со специальными рубриками и тематическими полосами: «Ваше здоровье», «Советы врача», «Витамины в рационе», посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания.
Способствуем мотивации подчинения правилам общества. Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих правил. Соблюдение правил по ТБ и убеждение детей в том что соблюдение инструктажей безопасности и гигиены в общежитии снижается риск бытового травматизма, а самое главное, формирование прогнозирования развития ситуации. Окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.
Мотивация удовольствия от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление. «Ты растешь, ты развиваешься» « Механизмы защиты организма, иммунитет» – эти мероприятия преследуют цель: формировать навыки ЗОЖ, как способа повышения иммунитета, выстраивают представления об иммунитете как средстве профилактики инфекционных заболеваний.
Мотивация социализации и успеха. Использование игровых технологий популяризация ЗОЖ и стиля жизни пропаганда спорта и поднятия престижа, общественного признания юных спортсменов, введение в занятия исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать свою значимость, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: фантазировать, показывать пример, больше общайтесь и проводите время вместе, а самое главное, любить и уважать в своем воспитаннике свободу личности – и тогда все у нас получится!
Библиографический список:
1.        Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Мол, гвардия, 1979. 192 с.
2.        Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с. ISBN 5–278–00214-Х
3.        Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. – 1999. – № 2. – С. 23-31.
4.        Вольфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф, дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002.
5.        Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 1987. - С. 39.
6.        Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. – 2007. — № 4. — С. 184–188.
7.        Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
8.        Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.
2019