Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Романов Е.А., Максимова Е.А. Формирование двигательной культуры дошкольников, как одного из компонентов здорового образа жизни с использованием элементов боевых искусств (самооборона)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако многообразие форм движений становится доступным ему не с самого рождения. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным и лишь с течением времени у него возникают все произвольные движения как результат научения и овладения двигательной культурой.
Исследования содержания понятия «двигательная культура» в современной науке рассматривается как осознание индивидом сути движения, понимание природы этого движения, владение специфическими навыками движений.
Двигательная культура – это только один из компонентов здорового образа жизни и навыков, которые дети должны освоить на уровне поведения и каждым ребенком индивидуально.
Дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма, психики. Поэтому так важно уделять внимание задачам формирования у детей: базы разнообразных движений, жизненно необходимых жестов, умения создавать двигательные образы, выразительности движений, двигательного воображения и фантазии.
Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка: ловкости, быстроты, выносливости, силы; ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Проблемой развития движений в дошкольном возрасте занимаются ведущие ученые-педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности - плоскостопие, нарушение осанки и др.
Целью физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает одну из главных задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья.
Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
Ключевыми направлениями работы в воспитании двигательной культуры дошкольников, по мнению Л. Н. Волошиной, являются формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения.
Культура движения во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удержать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы. Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия.
Огромная возможность для двигательной культуры и развития физических качеств заложена в занятиях боевыми искусствами.
Это актуальное направление в физическом воспитании детей. Регулярные занятия боевыми искусствами помогают детям победить свою лень, стрессы, укрепить здоровье, получить заряд энергии, приобрести уверенность, развить смелость, решительность, способность успешно действовать в экстремальной ситуации и воспитать Силу Духа.
В ряде случаев боевые искусства можно использовать как специальное лечебно-профилактическое средство для предупреждения и лечения отклонений в деятельности организма: при вялости, ожирении, плохом обмене веществ, искривлениях позвоночника, повреждениях суставов и других нарушениях здоровья.
Именно на проблему двигательной культуры обратили внимание дошкольные образовательные учреждения Центрального района города Новокузнецка Кемеровской области. Эффективным решением данной проблемы стало социальное партнерство двух образовательных систем - дошкольное и дополнительное образование: пять ДОУ города и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Военно-спортивный центр «Патриот». Объединив свои усилия, были созданы благоприятные условия для формирования основ здорового образа жизни подрастающего поколения в ходе обучения по общеразвивающей дополнительной программе «Основы самообороны» для детей 5,6 лет. Содержание программы направлено на укрепление здоровья, формирование двигательного опыта и развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Программа реализуется в течение двух лет на базе спортивного клуба «Авиатор», который имеет необходимую материальную базу и благоприятные условия для обучения дошкольников боевым искусствам самообороны.
В основе процесса обучения лежит принцип многократных повторений, разъяснение того, «КАК» это делается, «КОГДА» это делается и «ДЛЯ ЧЕГО» это делается, через игровой подход - «воин готовится с пеленок», когда дошкольник проходит обучение боевым искусствам, в процессе «само»: самоодушевление, самопроверка, самоопределение, самовыражение.
Игровая интерпретация боевых искусств самообороны позволяет воспринимать дошкольниками комплексы упражнений в игре, запоминать и воспроизводить их, осознанно играть в подвижные военно-патриотические или спортивные игры с элементами экстрима, в игровых действиях проявлять интерес к изучению боевых искусств с учетом индивидуальных психофизических способностей детей.
Выработка двигательных навыков осуществляется, через обучение в игровой форме с опорой на реальные жизненные ситуации: «Хулиганы», «02», «Десантники», «Граница», «Вооруженные силы с оружием и без».
Игра «Тропой разведчика» проводится на территории дошкольного образовательного учреждения с участием родителей. Разведчики (дети) Смурфики во главе со своей королевой Смурфиной (педагог) и разведчики (дети) Пиксики во главе со своим королем Спиксом (второй педагог) в течение всей игры отправляют в разведку своих воинов, чтобы разведать информацию о численности противника, о месте нахождения волшебных сфер. Эпицентром игры является разведка боем, где необходимо применить хитрость и ловкость, чтобы добыть сферы противника.
Военизированная игра «Битва Викингов» - этап «Воины холода» проводится в преддверии празднования Дня защитника Отечества. На территории дошкольного образовательного учреждения «Викинги Севера» и «Викинги Юга» охотятся и добывают пищу передвигаясь на снегоступах; пробираются в тыл к врагу через снега след в след; доблестно защищая свою землю от варваров на крепости. Немало приходится приложить усилий мальчишкам и девчонкам, что бы выйти победителями. Несмотря на холод и снежные преграды им приходится, применяют «тактику боя», сноровку, смекалку и ловкость. Эмоции переполняют юных Викингов. Заряд бодрости и положительных эмоций хватает надолго.
Ежегодная районная военно-спортивная игра-многоборье «Юнармеец» для детей дошкольного возраста с целью воспитания патриотических чувств и популяризации Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».
В ходе многоборья ребята предъявляют результаты освоения общеразвивающей программы «Основы самообороны»: метание ножа в цель, жим мини штанги, демонстрация техники стрельбы из лазерного пистолета, прыжок с «тарзанки» в «колодец», преодоление верёвочной лестницы, прохождение качающегося бревна, стрельба из учебного автомата, поиск НЗ (патроны неприкосновенного запаса). В игру включены поединок «Жадина», используя три ранее изученных приема: захват, толчок, выкручивание. Для детей пяти лет (первый год обучения) поединок с малым мячом, для детей шести лет (второй год обучения) с большим мячом.
Такие военно-патриотические игры позволяют удовлетворить потребность в движениях и формировать положительные эмоции и подготовить достойную смену Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».
Опыт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Военно-спортивный центр «Патриот» подтверждает, что за время учебно-тренировочных занятий дошкольники приобретают ценные специальные физические качества: быстроту и точность двигательных реакций, позволяющих в кратчайшее время выполнять сложные по координации действия; быстроту принятия решений о действиях в ответ на различные технические и тактические действия противника; значительную общую специфическую выносливость нервной системы.
Анализ динамики развития двигательной активности дошкольников спортивного клуба «Авиатор» МБУ ДО ВСЦ «Патриот» показывает, что занятия боевыми искусствами самообороны положительно влияют на их развитие физической подготовки. По результатам развития физических качеств, в конце 2016-2017 учебного года из 100% детей первого года обучения высокий уровень достигли — 60 %; второго года обучения 98%.
Было отмечено рост двигательной активности: малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической деятельности. Повысились качественные характеристики физического состояния детей: выносливость, точность, меткость, ловкость. Гиперактивные дети, получили возможность использовать разнообразные физические упражнения и игры для улучшения своего психического состояния.
Таким образом, высшим достижением двух образовательных систем - дошкольное и дополнительное образование, в целом, является наличие у детей стойкого интереса к двигательной активности.

Библиографический список

1.       Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем». (Развитие общей моторики). — СПб. «Паритет», 2015.
2.       Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрепторий, 2014.
3.       Ляпунов М. Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru (дата обращения: 21.11.2017).
4.       Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 2009.
5.       Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез», 2014 г.
6.       Титов Р. Н. Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств [Электронный ресурс]. URL: https://pedportal.net/ (дата обращения: 21.11.2017).
7.       Щербак А.П. Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы самозащиты средствами физического воспитания [Электронный ресурс]. URL: https://bibliofond.ru (дата обращения: 21.11.2017).
8.       Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб. Свое издательство, 2016. — С. 31-34.
Контактное лицо: Максимова Е.А. – сот. тел. 8-904-964-0487, E-mail:patriot-ur42@mail.ru
2018