Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Вишневская А.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при обучении профессии «Делопроизводитель»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Серьезную озабоченность вызывает рост числа детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. За последние годы в нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалы о выполнении Федеральной программы развития образования, а так же результаты научных исследований (Е.М. Рыбинский, Д.И Зелинская, Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов и другие) свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков [3].
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ, являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из 1000 новорожденных 800-900 имеют врожденные пороки развития.
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.
Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Во время активной компьютеризации во всех сферах деятельности, а так же развития информационных технологий, в том числе с использованием персонального компьютера, необходимо помнить о том, что компьютеры вместе с пользой и удовольствием несут в себе и ряд факторов, отрицательно сказывающих на здоровье.
Сегодня персональные компьютеры используются в самых различных сферах деятельности человека. Во многих профессиях (и с каждым годом перечень таких профессий увеличивается) они являются либо объектом труда, либо основным орудием труда, либо рабочим инструментом. Обучение профессии «Делопроизводитель» не является исключением.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий школы, организаций дополнительного образования, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми, собственных детей.
Основными целями здоровьесбережения на занятиях являются следующие:
1.Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
2.Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работ по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
Для реализации данных целей педагогу ежеурочно необходимо решать следующие задачи:
1.Отслеживать санитарно-гигиеническое состояние учебного помещения;
2.Нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;
3.Давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;
4.Осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером, являются:
1.Стесненная поза, сидячее положение в течении длительного времени;
2.Длительное неизмененное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения, перегрузка суставов кистей;
3.Воздействие электромагнитного излучения;
4. Утомление глаз, нагрузка на зрение [4]
Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света - монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.
Кроме этого к факторам, влияющим на состояние здоровья можно отнести:
5. Стресс при потере информации;
6. Психические расстройства.
Изучив соответствующую литературу и ознакомившись с опытом других педагогов, я выработала комплекс правил и упражнений для реализации здоровьесберегающих технологий на своих занятиях по обучению профессии «Делопроизводитель».
В первую очередь, для обеспечения безопасной работы и соблюдения санитарно-гигиенических условий обучения, проводятся следующие мероприятия:
ü Класс проветривается, перед занятием и на каждой перемене;
ü Согласно СанПин на одно рабочее место с компьютером приходится не менее 6 м2;
ü Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете обеспечивает электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, а так же свободный доступ учащихся и подход педагога во время занятия к каждому рабочему месту;
ü Монитор находится на расстоянии не менее 60 см от глаз
ü Каждое рабочее место оборудовано специальным рабочим стулом и диэлектрическим ковриком;
ü Ежедневно перед занятием проводится влажная уборка кабинета [4]
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья учащихся.
Особое внимание на своих занятиях стараюсь уделять утомлению глаз и снятию зрительной нагрузки, путем проведения упражнений.
Например:
1. Исходное положение - сидя на стуле, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелке, повторить 5 раз.
2. Есть другое упражнение: Резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть. И таких упражнений может быть неограниченное количество, что позволяет каждое занятие использовать разные упражнения [1].
Кроме перечисленных факторов, не стоит забывать и о таких факторах как стесненная поза, сидячее положение в течении длительного времени, перегрузка суставов кистей, что вызывает мышечно-скелетные нарушения. Данный фактор не является исключением и так же нуждается в применении здоровьесберегающих технологий. Для решения данной задачи, на своих занятиях я провожу физминутки.
Проведение физминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физминутки обеспечивается отдых центральной нервной системы, а так же скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой или за компьютером.
Для того чтобы физминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжительность такой физминутки составляет 1,5-2 минуты. В кабинете, в котором стоят персональные компьютеры, есть своя специфика их проведения: не обязательно прыгать и махать руками, достаточно лишь встать, сделать наклоны, несколько раз присесть, а так же сделать гимнастику для пальцев рук [2].
Большое значение имеет микроклимат, как на занятии, так и во время перерывов, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить на занятия, если в чистом, уютном кабинете его встречает добрый взгляд педагога и друзья. Одним из требований к современному занятию с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на занятии благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим педагогом, определяем позитивное воздействие школы за здоровье.
С этой целью, я использую в практике нестандартные занятия:
- занятие-игра;
-занятие – дискуссия;
-занятия с групповыми формами работы;
- занятия – конкурсы и так далее [2].
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На занятиях, в зависимости от содержания учебного материал, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой и тетрадью.
Содержание занятий составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые я составляю.
Применение таких форм проведения занятия обеспечивает плотность занятия не менее 60%, у учащихся преобладают положительные эмоции, и момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности наступает к 40 минуте занятия.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого педагога, тем более педагога, деятельность которого непосредственно связана с персональным компьютером.

Список использованной литературы:

1.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.- С.1-52
2. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа, 2006, № 8.- 114 с.;
3. Кузнецов И.Н. Делопроизводство. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2006. – С. 336-363
5. И.М. Сидорова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников/Сидорова И.М.- М.: Мозаика-синтез.- 2017.
4. Шумилин В.К. Краткий курс безопасности для пользователей компьютеров. – М.: Издательство «Соуэло», 2008. – С. 3-12

kapkina86@mail.ru, +7(908) 855-11-02
2018