Библиографическое описание:
Чеченева Н.А. Квиз-игры на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Образование через игру – эффективный способов донести детям информацию, помочь им адаптироваться к жизненным реалиям, побудить вести социально-ответственный образ жизни.
В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения младших школьников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности. В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития младших школьников, но сегодня рассмотрим одну из современных технологий «Квиз-игра»
Квиз (от англ. quiz) – это соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке синонимом этого слова является всем знакомая "викторина".
Квиз можно провести для обучающихся по какой-либо теме или с вопросами из разных областей. Возможно, использовать их в образовательном процессе, например, после прохождения какого-то блока тем провести для обучающихся викторину по пройденному материалу.
Основу состязания составляют вопросы, к их выбору надо отнестись тщательно: слишком простые или сложные вопросы не смогут привлечь внимание игроков. Стоит определиться и с предлагаемыми темами, особенно хорошо будет, если они совпадут с интересами или увлечениями участников. После подбора вопросов нужно продумать ход игры: будет ли соревнование командным или индивидуальным, кому будет принадлежать право выбора вопросов (или его темы) - игрокам или ведущему. Сложность вопросов может быть одинаковой по ходу игры, или меняться. В таком случае, награда за ответ на более сложный вопрос должна быть увеличена. После завершения игры не забудьте провести подсчет очков и наградить победителей и призеров. Если проводится серия соревнований, то можно составить рейтинг, включив туда команды и отсортировав, например, по сумме очков, набранных в играх. Если игра командная, то можно дополнительно отмечать особо результативных игроков, включив их в отдельный рейтинг. Не поленитесь потратить время, чтобы определиться, как надо провести квиз, и интерес и активное участие игроков будет вам наградой.
Какая же польза от квиз игры?
1. Интеллект. Как и любая викторина, квиз требует от участников умения быстро соображать, анализировать информацию, видеть причинно-следственные связи. Вопросы для квиза составляются таким образом, чтобы проверить не только знания, но и умение игроков нестандартно мыслить и находить неожиданные решения.
2. Эрудиция. Для победы в квизе, как и в «Что? Где? Когда?» необходимы знания из самых разных областей. Во время командной игры все участники пополняют багаж этих знаний, слушая ответы других. В результате повышается общий уровень эрудиции каждого игрока.
3. Работа в команде. Суть игры в квиз — групповое, командное взаимодействие. Участники учатся совместно рассуждать, прислушиваться к аргументам товарищей по команде, отстаивать свое мнение, уступать, договариваться, тренируются лидерские качества.
4. Общение. Игра позволяет познакомиться и пообщаться со сверстниками в непринужденной обстановке, что особенно важно для замкнутых и стеснительных детей. Участие в квизах помогает им раскрепоститься и понять, что общение — это не страшно, а очень весело.
Виды квизов
1.Тематические
2. Развлекательно- развивающие
3. Лингвистические
4. Межтематические
Тематические квизы могут быть направлены на закрепление, повторение, контроль пройденного материала. Например, литературные квизы. Учащимся 4 класса предлагаются тексты для чтения и аудирования, которые представляют собой отрывки из книг изучаемых писателей. Прослушав или прочитав отрывок, учащиеся называют писателя и книгу, приводят факты из жизни творчества писателя. Еще один вариант- квизы в различных областях знаний. Очень удобно использовать в начале урока при введении темы и в конце урока на этапе закрепления, подведения итогов. Квизы такого типа выявляют разносторонние знания учащихся, их профессиональные склонности, интерес к различным областям знаний; ориентируют на самостоятельный поиск запрашиваемой информации, развивают исследовательские навыки.
Развлекательно-развивающие квизы способствуют развитию сообразительности, находчивости, гибкости мышления, логики. Это всевозможные задачи, загадки, ребусы.
На лингвистическом квизе учащимся предлагаются задания, способствующие осмыслению и запоминанию языкового материала, его узнаванию.
Межтематические квизы выявляют разносторонние знания учащихся, учат общаться друг с другом, внимательно относиться к тому, что каждый из них знает, умеет; способствуют взаимообогащению в процессе обучения. Такие квизы выполняются в парах, группах.
Как подготовиться и провести?
Основу игры — quiz составляют вопросы. К их отбору нужно подходить тщательно, продумывать заранее. Вопросы не должны быть слишком трудными для детей или совсем простыми. Они могут не заинтересовать игроков. Накануне игры, необходимо определиться с темой. Особенно хорошо будет, если темы игр совпадут с интересами или увлечениями участников. Сложность вопросов по ходу игры может быть одинаковой или она может меняться. За ответы на вопросы повышенного уровня — очки увеличиваются.
Правила игры в quiz
Игра состоит из четырёх раундов. Каждый из них проходит по своим правилам и определённым заданиям. Один раунд может включать от 15 до 25 вопросов. Задания могут состоять из вопросов — аукционов, с картинками, вариантами ответов и без, аудио или видеорядом.
Перед каждым раундом, организатор игры обязательно озвучивает правила. В первом раунде ведущий зачитывает вопросы на логику. Ответы каждая команда пишет в специальной форме. После каждого раунда формы собираются.
На второй и третий раунд командам выдаются заранее заготовленные рабочие листы с заданиями, или задания могут быть приготовлены на интерактивной доске. Участники также вносят ответы на специальные формы.
Четвёртый раунд — музыкальный. Игрокам предлагается угадать мелодии. Например: саундтреки к фильмам, мультфильмам, по мотивам сказок, современная, классическая музыка и др. При этом не обязательно задание угадать мелодию, а можно угадать главных героев фильма или персонажа сказки, балета и т.д.
В конце каждого раунда зачитываются правильные ответы. В зависимости от данных командой ответов, ей присуждаются игровые очки. Они даются, только за правильные ответы. За каждый правильный присуждается одно очко. За более сложные вопросы, могут присуждаться более высокие очки (от 1 до 5). Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.
Команд в игре может быть сколько угодно, но не меньше двух. Количество игроков в одной команде может колебаться от 4 до 10 человек, в зависимости от количества заявленных участников. Задача играющих – продемонстрировать свои знания, логику, внимательность и эрудицию.
После завершения игры производится подсчёт очков и определяются места команд. Обязательно награждается команда — победитель.
В условиях пандемии квиз перешел в новый для него формат «онлайн».
Многие специализированные сайты уже содержат ряд игр, которые модно включить в образовательный процесс. Основные, которые я использую:
https://myquiz.ru/
https://wordwall.net/
https://learningapps.org/
https://quizz.com/
https://app.wizer.me/
Наряду с множеством современных образовательных технологий квиз
тоже нашел свое место в образовательном процессе как активная форма
организации учебной деятельности. В целом квиз-игра позволяет увлечь даже самых пассивных поначалу участников и провести обычную викторину в современном формате: динамично, чётко и весело. При этом учащийся занимает активную позицию в образовательной деятельности и в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися приобретает необходимые знания. Таким образом, квиз – это прекрасный инструмент, т.к. может служить и формой опроса, и способом проверки знаний, и развлекательным элементом.
Чеченева Н.А. Квиз-игры на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Образование через игру – эффективный способов донести детям информацию, помочь им адаптироваться к жизненным реалиям, побудить вести социально-ответственный образ жизни.
В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения младших школьников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности. В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития младших школьников, но сегодня рассмотрим одну из современных технологий «Квиз-игра»
Квиз (от англ. quiz) – это соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке синонимом этого слова является всем знакомая "викторина".
Квиз можно провести для обучающихся по какой-либо теме или с вопросами из разных областей. Возможно, использовать их в образовательном процессе, например, после прохождения какого-то блока тем провести для обучающихся викторину по пройденному материалу.
Основу состязания составляют вопросы, к их выбору надо отнестись тщательно: слишком простые или сложные вопросы не смогут привлечь внимание игроков. Стоит определиться и с предлагаемыми темами, особенно хорошо будет, если они совпадут с интересами или увлечениями участников. После подбора вопросов нужно продумать ход игры: будет ли соревнование командным или индивидуальным, кому будет принадлежать право выбора вопросов (или его темы) - игрокам или ведущему. Сложность вопросов может быть одинаковой по ходу игры, или меняться. В таком случае, награда за ответ на более сложный вопрос должна быть увеличена. После завершения игры не забудьте провести подсчет очков и наградить победителей и призеров. Если проводится серия соревнований, то можно составить рейтинг, включив туда команды и отсортировав, например, по сумме очков, набранных в играх. Если игра командная, то можно дополнительно отмечать особо результативных игроков, включив их в отдельный рейтинг. Не поленитесь потратить время, чтобы определиться, как надо провести квиз, и интерес и активное участие игроков будет вам наградой.
Какая же польза от квиз игры?
1. Интеллект. Как и любая викторина, квиз требует от участников умения быстро соображать, анализировать информацию, видеть причинно-следственные связи. Вопросы для квиза составляются таким образом, чтобы проверить не только знания, но и умение игроков нестандартно мыслить и находить неожиданные решения.
2. Эрудиция. Для победы в квизе, как и в «Что? Где? Когда?» необходимы знания из самых разных областей. Во время командной игры все участники пополняют багаж этих знаний, слушая ответы других. В результате повышается общий уровень эрудиции каждого игрока.
3. Работа в команде. Суть игры в квиз — групповое, командное взаимодействие. Участники учатся совместно рассуждать, прислушиваться к аргументам товарищей по команде, отстаивать свое мнение, уступать, договариваться, тренируются лидерские качества.
4. Общение. Игра позволяет познакомиться и пообщаться со сверстниками в непринужденной обстановке, что особенно важно для замкнутых и стеснительных детей. Участие в квизах помогает им раскрепоститься и понять, что общение — это не страшно, а очень весело.
Виды квизов
1.Тематические
2. Развлекательно- развивающие
3. Лингвистические
4. Межтематические
Тематические квизы могут быть направлены на закрепление, повторение, контроль пройденного материала. Например, литературные квизы. Учащимся 4 класса предлагаются тексты для чтения и аудирования, которые представляют собой отрывки из книг изучаемых писателей. Прослушав или прочитав отрывок, учащиеся называют писателя и книгу, приводят факты из жизни творчества писателя. Еще один вариант- квизы в различных областях знаний. Очень удобно использовать в начале урока при введении темы и в конце урока на этапе закрепления, подведения итогов. Квизы такого типа выявляют разносторонние знания учащихся, их профессиональные склонности, интерес к различным областям знаний; ориентируют на самостоятельный поиск запрашиваемой информации, развивают исследовательские навыки.
Развлекательно-развивающие квизы способствуют развитию сообразительности, находчивости, гибкости мышления, логики. Это всевозможные задачи, загадки, ребусы.
На лингвистическом квизе учащимся предлагаются задания, способствующие осмыслению и запоминанию языкового материала, его узнаванию.
Межтематические квизы выявляют разносторонние знания учащихся, учат общаться друг с другом, внимательно относиться к тому, что каждый из них знает, умеет; способствуют взаимообогащению в процессе обучения. Такие квизы выполняются в парах, группах.
Как подготовиться и провести?
Основу игры — quiz составляют вопросы. К их отбору нужно подходить тщательно, продумывать заранее. Вопросы не должны быть слишком трудными для детей или совсем простыми. Они могут не заинтересовать игроков. Накануне игры, необходимо определиться с темой. Особенно хорошо будет, если темы игр совпадут с интересами или увлечениями участников. Сложность вопросов по ходу игры может быть одинаковой или она может меняться. За ответы на вопросы повышенного уровня — очки увеличиваются.
Правила игры в quiz
Игра состоит из четырёх раундов. Каждый из них проходит по своим правилам и определённым заданиям. Один раунд может включать от 15 до 25 вопросов. Задания могут состоять из вопросов — аукционов, с картинками, вариантами ответов и без, аудио или видеорядом.
Перед каждым раундом, организатор игры обязательно озвучивает правила. В первом раунде ведущий зачитывает вопросы на логику. Ответы каждая команда пишет в специальной форме. После каждого раунда формы собираются.
На второй и третий раунд командам выдаются заранее заготовленные рабочие листы с заданиями, или задания могут быть приготовлены на интерактивной доске. Участники также вносят ответы на специальные формы.
Четвёртый раунд — музыкальный. Игрокам предлагается угадать мелодии. Например: саундтреки к фильмам, мультфильмам, по мотивам сказок, современная, классическая музыка и др. При этом не обязательно задание угадать мелодию, а можно угадать главных героев фильма или персонажа сказки, балета и т.д.
В конце каждого раунда зачитываются правильные ответы. В зависимости от данных командой ответов, ей присуждаются игровые очки. Они даются, только за правильные ответы. За каждый правильный присуждается одно очко. За более сложные вопросы, могут присуждаться более высокие очки (от 1 до 5). Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.
Команд в игре может быть сколько угодно, но не меньше двух. Количество игроков в одной команде может колебаться от 4 до 10 человек, в зависимости от количества заявленных участников. Задача играющих – продемонстрировать свои знания, логику, внимательность и эрудицию.
После завершения игры производится подсчёт очков и определяются места команд. Обязательно награждается команда — победитель.
В условиях пандемии квиз перешел в новый для него формат «онлайн».
Многие специализированные сайты уже содержат ряд игр, которые модно включить в образовательный процесс. Основные, которые я использую:
https://myquiz.ru/
https://wordwall.net/
https://learningapps.org/
https://quizz.com/
https://app.wizer.me/
Наряду с множеством современных образовательных технологий квиз
тоже нашел свое место в образовательном процессе как активная форма
организации учебной деятельности. В целом квиз-игра позволяет увлечь даже самых пассивных поначалу участников и провести обычную викторину в современном формате: динамично, чётко и весело. При этом учащийся занимает активную позицию в образовательной деятельности и в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися приобретает необходимые знания. Таким образом, квиз – это прекрасный инструмент, т.к. может служить и формой опроса, и способом проверки знаний, и развлекательным элементом.